Каждое задание содержало в себе несколько упражнений направленных на решение одной и той же задачи: первое упражнение выполнялось совместно ребенка с логопедом, второе – выполнялось ребенком самостоятельно, опираясь на умение переносить усвоенный способ действия в решении предлагаемой задачи.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществлялся логопедом на протяжении всей работы: постоянное уточнение понимания ребенком инструкции к заданию («что нам нужно делать?», «что для этого нужно?»), просьба провести ребенком устный отчет о своих действиях («что делает?», «что сделал?»)
В процессе занятия реализовались приниципы доступности, принцип от простого к сложному, учет ведущего вида детялеьности ребенка.
Благодаря включению в занятие приема соревновательности (ребенок получал зеленую фишку за правильное выполнение задания; желтую – за задание выполненое с некоторыми ошибками) заданный в начале занятия темп предъявления и выполнения упражнений сохранился до конца занятия. Речь логопеда была спокойной, модулированной.
Упражнения артикуляционной гимнастики были направлены на закрепление правильных движений органов артикуляции при произнесении шипящих звуков: умение делать язык широким, поднимать и удерживать боковые края языка и удерживать его за верхними зубами («чашечкой»), удерживать губы круглыми («колечком»). Артикуляционная гимнастика выполнялась перед зеркалом: в начале в медленном, а затем ускоренном темпе.
Используемые на занятии приемы были полностью подченены решению главной цели занятия. При выполнении упражнения «Найди лишнюю картинку» логопед просил определить наличие заданного звука в начале названий картинок, но и правильно произнести закрепленные (свистящие), а также автоматизируемые звуки (свистящие).
В основной части занятия на закрепление звука наблюдалась вариативность предъявляемых упражнений: «Повтори за мной» (повторение серии слов со звуками Ш, Ж и Л за логопедом), «Звуковая дорожка» (произнесение слов со звуками Ш,Ж и Л при движении указательного и среднего пальцев рук («ножки») по линии), «Найди лишнюю картинку», «Закончи фразу нужным словом» (ребенок должен был закончить начатую логопедом фразу названием предлагаемых картинок, содержащих звуки Ш,Ж и Л в начале слова).
Итогом каждого упражнения было оценивание качества цветной фишкой: логопед просил ребенка проанализировать, как он выполнил задание, что ему показалось сложным. По окончанию занятия логопед просил ребенка подчитать количество зеленых и желтых фишек и объяснить почему у него зеленых фишек больше, чем желтых: ребенок объяснил это тем, что ему удавалось правильно произносить звуки Ш,Ж и Л в начале слова и т.п.
После анализа деятельности ребенка на занятии логопед уточнил с ребенком о содержании домашнего задания: закрепить умение правильно произносить звуки в начале слов. Логопед объяснил ребенку каждое задание: нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ш, подобрать слова к данной схеме (звук находится в начале слова).
В процесс занятия логопед контролировал правильное дыхание (короткий без напряжения вдох, длительный речевой выдох), мягкую голосоподачу и точное произношение автоматизируемых звуков.
Между предлагаемыми заданиями не было пауз, они предъявлялись в темпе. Это связано с тем, что логопед использовал план занятия и дидактический материал к занятию был подготовлен заранее.
Поставленные задачи, соответствующие этапу работы и теме занятия, были решены в процессе занятия. Цель занятия была достигнута, чему способствовал правильный выбор методов и приемов работы.
Занятие №2
ФИ ребенка: Денис Р., 6 лет.
Тема занятия: «Звуки С,З».
Место данной темы в системе логопедической работы с данной группой: «Автоматизация поставленных звуков»
Цель занятия:Автоматизация звуков С, З в открытых слогах
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Артикуляционно-мимическая гимнастика
3. Актуализация знаний
4. Сообщение новой темы
5. Закрепление полученных знаний
6. Заключительная часть
7. Итог занятия
8. Домашнее задание
Анализ занятия:
В процесе занятия были реализованы коррекционные, образовательные и воспитательные задачи:
- автоматизация свистящих звуков в прямых открытых слогах;
- учить выделять данные звуки в собственной речи;
- актуализировать знание ребенка по теме «Зимние забавы»
- развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мыслительных операций, мелкой моторики пальцев рук.
В процессе занятия ребенку предлагались задания, направленные на закрепление правильного произношения свистящих звуков в прямых открытых слогах через упражнения, релизующие задачи развития фонематического слуха, слухового внимания.
Занятие было построено с учетом ведущего вида деятельности и уровня психоречевого развития ребенка.
Основные этапы занятия были стуктурированы и преподлагали использование материала различной модальности: опора на слуховое, зрительное внимание, кинестические ощущения. Таким образом, предъявленные задания отличались своей вариативностью, что позволяло удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Такое чередование позволяло снижать утомляемость ребенка в процессе занятия. Последнее также давало возможность поддерживать интерес и внимание к занятию. Необходимо отметить, что смена места выполнения заданий (за столом, на ковре, перед доской) также позволяло избежать утомляемости и снижение интереса ребенка к занятию.
При неправильном решении ребенком заданий логопед оказывала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.