Министерство образования РФ
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт техники, технологии и управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
Технические средства автоматики и управления
РАСЧЁТ ПРИВОДА ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Выполнил
ст. гр. УИТ-33
Принял
___________
«____» _____________2005г.
2005
Содержание
1. Кинематический расчет привода с выбором электродвигателя по ГОСТ 4
2. Выбор муфты по ГОСТ и расчет на прочность 6
3. Расчет клиноременной передачи 7
4. Расчёт зубчатых колес редуктора 9
5. Конструктивные размеры ведущего шкива 11
6. Конструктивные размеры ведомого колеса 12
7. Список используемой литературы 13
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 78:
Задание: Рассчитать привод, коническую зубчатую открытую передачу, втулочную муфту, шлицевое соединение колеса с валом.
Данные:
P3=9 кВт,
w3=2π рад/с = 6,28 рад/с.
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА С ВЫБОРОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПО ГОСТ
2.1 Определим требуемую мощность электродвигателя:
, где - требуемая мощность электродвигателя, кВт;
=6,8 кВт - мощность на 4-ом валу привода;
- КПД всех передаточных механизмов, входящих в привод.
Найдем общий КПД по формуле:
где =0,94…0,97 – КПД клиноременной передачи;
=0,96…0,98 – КПД зубчатой цилиндрической закрытой передачи;
=0,99…0,995 – КПД двух подшипников качения,
[1, т.5.4];
.
Тогда требуемая мощность электродвигателя:
кВт.
2.2 По требуемой мощности подбираем по ГОСТ электродвигатель так, чтобы выполнялось условие: Рдв³Ртр, где =9,9 кВт - требуемая мощность электродвигателя;
- мощность двигателя, кВт.
Тогда Рдв=11 кВт – мощность двигателя;
4А160S6 – тип двигателя;
об/мин - число оборотов двигателя,
S = 2,7 %
= 42 мм- диаметр вала двигателя
Принимаем: =11 кВт – мощность на ведущем валу привода.
2.3 Рассчитаем мощность на каждом валу привода:
Мощность для ведущего вала привода: =11 кВт;
Мощность для второго привода: ,
кВт.
Мощность для ведомого вала привода:,
кВт.
2.4 Передаточные числа привода:
- общее передаточное число;
- угловая скорость вращения ведущего вала привода, рад/с;
об/м
;
Тогда
Разобьём передаточное отношение по ступеням привода:
где =2,89 - передаточное отношение клиноременной передачи,
=5,6 - передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи
2.5 Определим угловые скорости и частота вращения каждого вала привода:
Для ведущего вала привода: угловая скорость:
число оборотов:
Для второго вала привода:
угловая скорость: , где - угловая скорость на первом валу;
=2,89 – передаточное отношение клиноременной передачи.
;
число оборотов: , где - число оборотов на первом валу;
=2,89 – передаточное отношение клиноременной передачи.
Для ведомого вала привода:
угловая скорость: , где рад/с - угловая скорость на втором валу;
=5,6 - передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
;
число оборотов: , где об/мин - число оборотов на втором валу;
=5,6 - передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
.
Рассчитаем крутящий момент на каждом валу привода:
Для ведущего вала , где =11 кВт –мощность на первом валу;
рад/с - угловая скорость на первом валу.
Н·м.
Для второго вала , где кВт - мощность на втором валу;
рад/с - угловая скорость на втором валу.
Н·м.
Для ведомого вала , где кВт - мощность на третьем валу;
- угловая скорость на третьем валу, рад/с.
Н·м.
2ВЫБОР МУФТЫ ПО ГОСТ И РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ
3.1 Подбор муфты.
Муфты подбирают по ГОСТ по диаметрам соединяемых валов и расчетному крутящему моменту.
Определим расчётный крутящий момент по формуле:
, где =1,3 - коэффициент режима работы цепного конвейера,
=108 – крутящий момент на первом валу;
.
По расчетному крутящему моменту и диаметру вала двигателя подберем параметры втулочной муфты по ГОСТ:
- диаметр муфты,
- длина муфты,
3.2 Рассчитаем на прочность муфту.
Втулочная муфта рассчитывается на прочность при кручении.
, где - напряжение кручения,
- расчётный крутящий момент, =140Н·м,
- полярный момент сопротивления, ,
=25 МПа – допускаемое напряжение кручения.
мм3.
(МПа) < 25 МПа.
Условие прочности выполняется.
3.3 Рассчитаем на прочность соединение муфты с валом.
Штифты проверяются на срез:
=80120 МПа.
мм
H
мм
МПа =80120 МПа.
Условие прочности выполняется.
3 РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные для расчета: передаваемая мощность Ртр= 11 кВт; частота вращения ведущего (меньшего) шкива nдв = 973 об/мин; передаточное отношение
U1 = 2,89; скольжение ремня е = 0,015.
1. Вращающий момент Т1=108 Нм
2. Диаметр меньшего шкива
учетом того, что диаметр шкива для ремней сечения Б не должен быть менее 125 мм, принимаем d1= 140 мм.
3.Диаметр большего шкива
Принимаем d2 = 400 мм
4.Уточняем передаточное отношение
При этом угловая скорость вала В будет
Расхождение с тем, что было получено по первоначальному расчету,
Следовательно, окончательно принимаем диаметры шкивов d1=140 мм и d2=400мм.
5.Межосевое расстояние ар следует принять в интервале amin = 0,55 (d1 + d2) + T0 = 0,55(140 + 400) + 10,5 =310 мм, где Т0 = 10,5 мм (высота сечений ремня табл.)
amax = d1 + d2= 140+400=540 мм
Принимаем предварительно близкое значение ap= 540 мм.
6.Расчетная длина ремня по формуле
Ближайшее значение по стандарту L=2000 мм.
7.Уточненное значение межосевого расстояния ар учетом стандартной длины ремня L ар = 0,25 [(L-w) + =1380 мм где w =0.5π(d1+d2)=0.5·3.14(140+400)=848 мм; у =(d2-d1)2=(400-140)2=67.6·103
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,01L=20 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на 0.025L=50 мм для увеличения натяжения ремней.
8.Угол обхвата меньшего шкива
9.Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи: Cp=1.0.
10. Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня: для сечения Б при длине L=2000 мм коэффициент Cl=0.98.
11.Коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата: Сα=0,97.
12.Коэффициент, учитывающий число ремней в передаче: предполагая, что число ремней в передаче будет от 4 до 6, примем коэффициент Сz = 0,90.
13.Число ремней в передаче
14. Натяжение ветви клинового ремня
15. Давление на валы
Fв = 2F0zsin = 2· 230·5=2300 Н.
16. Ширина шкивов Вш
Вш = (z - 1)е + 2f= (6 - 1) 19 + 2·12,5 = 120 мм.
4 РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРА
Выбираем материалы для зубчатых колес. Для шестерни сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НВ 230; для колеса сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес указанных материалов
[σн] = 410 МПа.
Коэффициент ширины венца ψba=0.25.
Мощность на валу барабана: Р2=10,3 кВт
Вращающий момент вала: Т2=292,44 Нм
Межосевое расстояние где Ка = 43 - для косозубых колес; u = 5,6
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аω = 200 мм.
Нормальный модуль mn = (0,010,02) аω = (0,01 0,02)200 = 4 = 2,85,6 мм; принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 3,5 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β= 12°.
Число зубьев шестерни
Принимаем z1 = 17. Тогда z2= z1u = 17·5,6 = 95,20=95. Уточняем значение угла наклона зубьев:
β= 12°.
Основные размеры шестерни и колеса.
Диаметры делительные
Проверка:
Диаметры вершин зубьев
Ширина колеса
Ширина шестерни
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
Окружная скорость колес
Коэффициент нагрузки
Проверяем контактные напряжения
, что менее [σH]=410 МПа. Условие прочности выполнено.
Силы действующие в зацеплении:
окружная
радиальная
осевая
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
Коэффициент нагрузки КF=KFβKFυ=1.31
KFβ=1.19
KFυ=1.1
Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев zυ;
у шестерни
у колеса
Коэффициенты YF1=4,11 и YF2=3,60
Определим коэффициенты Yβ и KFα
, где средние значения коэффициента торцового перекрытия εα = 1,5; степень точности n=8.
Допускаемое напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле:
Для шестерни =1,8·230= 415 МПа;
Для колеса =1,8·200= 360 МПа.
Коэффициент безопасности [SF]=[ SF]`[ SF]``, где [ SF]`=1,75
[ SF]``=1. Следовательно [SF]=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни МПа;
для колесаМПа.
Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем эти отношения:
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Проверку на изгиб проводим для колеса:
МПа < 206 МПА.
Условие прочности выполнено.
5 ВЕДУЩИЙ ШКИВ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Конструктивные размеры ведущего шкива
Tp=14 мм
h=10.8 мм
h0=4.2 мм
f=12.5 мм
e=19.0 мм
z=6
Рабочий диаметр шкива
мм
Ширина обода шкива
мм
Угол профиля канавок выбирают в зависимости от dp и от типа ремня
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.