 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					Министерство образования РФ
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт техники, технологии и управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
Технические средства автоматики и управления
РАСЧЁТ ПРИВОДА ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Выполнил
ст. гр. УИТ-33
Принял
___________
«____» _____________2005г.
2005
Содержание
1. Кинематический расчет привода с выбором электродвигателя по ГОСТ 4
2. Выбор муфты по ГОСТ и расчет на прочность 6
3. Расчет клиноременной передачи 7
4. Расчёт зубчатых колес редуктора 9
5. Конструктивные размеры ведущего шкива 11
6. Конструктивные размеры ведомого колеса 12
7. Список используемой литературы 13
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 78:
Задание: Рассчитать привод, коническую зубчатую открытую передачу, втулочную муфту, шлицевое соединение колеса с валом.
Данные:
P3=9 кВт,
w3=2π рад/с = 6,28 рад/с.
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА С ВЫБОРОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПО ГОСТ
2.1 Определим требуемую мощность электродвигателя:
 , где
 , где 
 - требуемая
мощность электродвигателя, кВт;
- требуемая
мощность электродвигателя, кВт;
 =6,8 кВт -
мощность на 4-ом валу привода;
=6,8 кВт -
мощность на 4-ом валу привода;
 - КПД всех
передаточных механизмов, входящих в привод.
- КПД всех
передаточных механизмов, входящих в привод.
Найдем общий КПД по формуле:

где
 =0,94…0,97 – КПД клиноременной
передачи;
=0,94…0,97 – КПД клиноременной
передачи;
 =0,96…0,98 – КПД
зубчатой цилиндрической закрытой передачи;
=0,96…0,98 – КПД
зубчатой цилиндрической закрытой передачи;
 =0,99…0,995 – КПД двух
подшипников качения,
=0,99…0,995 – КПД двух
подшипников качения, 
[1, т.5.4];
 .
.
Тогда требуемая мощность электродвигателя:
 кВт.
 кВт.  
2.2
По требуемой мощности подбираем по ГОСТ электродвигатель так, чтобы выполнялось
условие: Рдв³Ртр, где
 =9,9 кВт -
требуемая мощность электродвигателя;
 =9,9 кВт -
требуемая мощность электродвигателя;
 - мощность двигателя,
кВт.
- мощность двигателя,
кВт.
Тогда Рдв=11 кВт – мощность двигателя;
4А160S6 – тип двигателя;
 об/мин - число
оборотов двигателя,
 об/мин - число
оборотов двигателя,
S = 2,7 %
 = 42 мм- диаметр
вала двигателя
= 42 мм- диаметр
вала двигателя
Принимаем:
 =11 кВт – мощность
на ведущем валу привода.
=11 кВт – мощность
на ведущем валу привода.
2.3 Рассчитаем мощность на каждом валу привода:
Мощность
для ведущего вала привода:  =11
кВт;
=11
кВт;
Мощность
для второго привода:  ,
,
 кВт.
кВт.
Мощность
для ведомого вала привода: ,
,
 кВт.
 кВт.
2.4 Передаточные числа привода:
 - общее
передаточное число;
 - общее
передаточное число;
 - угловая
скорость вращения ведущего вала привода, рад/с;
 - угловая
скорость вращения ведущего вала привода, рад/с;
 об/м
об/м
 ;
;
Тогда  
    
Разобьём передаточное отношение по ступеням привода:

где
 =2,89 -
передаточное отношение клиноременной передачи,
=2,89 -
передаточное отношение клиноременной передачи, 
 =5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи
=5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи
2.5 Определим угловые скорости и частота вращения каждого вала привода:
Для
ведущего вала привода:  угловая
скорость: 
число
оборотов: 
Для второго вала привода:
угловая
скорость:  , где
, где 
 - угловая скорость
на первом валу;
- угловая скорость
на первом валу;
 =2,89 –
передаточное отношение клиноременной передачи.
=2,89 –
передаточное отношение клиноременной передачи.
 ;
;
число оборотов:  , где
, где
 - число оборотов
на первом валу;
- число оборотов
на первом валу;
 =2,89 –
передаточное отношение клиноременной передачи.
=2,89 –
передаточное отношение клиноременной передачи.

Для ведомого вала привода:
угловая
скорость:   , где
, где
 рад/с - угловая
скорость на втором валу;
 рад/с - угловая
скорость на втором валу;
 =5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
=5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
 ;
;
число
оборотов:   , где
, где
 об/мин - число
оборотов на втором валу;
об/мин - число
оборотов на втором валу;
 =5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
=5,6 -
передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
 .
.
Рассчитаем крутящий момент на каждом валу привода:
Для
ведущего вала  , где
, где
 =11 кВт –мощность
на первом валу;
=11 кВт –мощность
на первом валу;  
 рад/с - угловая
скорость на первом валу.
рад/с - угловая
скорость на первом валу.          
 Н·м.
Н·м.
Для
второго вала  , где
, где
 кВт - мощность на
втором валу;
 кВт - мощность на
втором валу;
 рад/с - угловая
скорость на втором валу.
 рад/с - угловая
скорость на втором валу.
 Н·м.
Н·м.
Для
ведомого вала   , где
, где
 кВт - мощность на
третьем валу;
кВт - мощность на
третьем валу;
 - угловая скорость
на третьем валу, рад/с.
- угловая скорость
на третьем валу, рад/с.
 Н·м.
Н·м.
2ВЫБОР МУФТЫ ПО ГОСТ И РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ
3.1 Подбор муфты.
Муфты подбирают по ГОСТ по диаметрам соединяемых валов и расчетному крутящему моменту.
Определим расчётный крутящий момент по формуле:
 , где
, где
 =1,3 - коэффициент
режима работы цепного конвейера,
=1,3 - коэффициент
режима работы цепного конвейера, 
 =108
=108 – крутящий момент
на первом валу;
 – крутящий момент
на первом валу;

 .
.
По расчетному крутящему моменту и диаметру вала двигателя подберем параметры втулочной муфты по ГОСТ:
 - диаметр муфты,
 - диаметр муфты,
 - длина муфты,
- длина муфты,
3.2 Рассчитаем на прочность муфту.
Втулочная муфта рассчитывается на прочность при кручении.
 , где
, где
 - напряжение
кручения,
 - напряжение
кручения, 
 - расчётный
крутящий момент,
 - расчётный
крутящий момент,  =140Н·м,
=140Н·м,
 - полярный момент
сопротивления,
 - полярный момент
сопротивления,  ,
,
 =25 МПа –
допускаемое напряжение кручения.
=25 МПа –
допускаемое напряжение кручения.
 мм3.
 мм3.

 (МПа) < 25 МПа.
(МПа) < 25 МПа.
Условие прочности выполняется.
3.3 Рассчитаем на прочность соединение муфты с валом.
Штифты проверяются на срез:
 =80
=80 120 МПа.
120 МПа.
 мм
 мм

 H
 H
 мм
 мм
 МПа
 МПа =80
 =80 120 МПа.
120 МПа.
Условие прочности выполняется.
3 РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные для расчета: передаваемая мощность Ртр= 11 кВт; частота вращения ведущего (меньшего) шкива nдв = 973 об/мин; передаточное отношение
U1 = 2,89; скольжение ремня е = 0,015.
1. Вращающий момент Т1=108 Нм
2. Диаметр меньшего шкива
 
 
учетом того, что диаметр шкива для ремней сечения Б не должен быть менее 125 мм, принимаем d1= 140 мм.
3.Диаметр большего шкива
 
 
Принимаем d2 = 400 мм
4.Уточняем передаточное отношение

При этом угловая скорость вала В будет

Расхождение
с тем, что было получено по первоначальному расчету, 
Следовательно, окончательно принимаем диаметры шкивов d1=140 мм и d2=400мм.
5.Межосевое расстояние ар следует принять в интервале amin = 0,55 (d1 + d2) + T0 = 0,55(140 + 400) + 10,5 =310 мм, где Т0 = 10,5 мм (высота сечений ремня табл.)
amax = d1 + d2= 140+400=540 мм
Принимаем предварительно близкое значение ap= 540 мм.
6.Расчетная длина ремня по формуле

Ближайшее значение по стандарту L=2000 мм.
7.Уточненное
значение межосевого расстояния ар  учетом
стандартной длины ремня L  ар
= 0,25 [(L-w) +  =1380 мм где  
w =0.5π(d1+d2)=0.5·3.14(140+400)=848 мм;    у =(d2-d1)2=(400-140)2=67.6·103
=1380 мм где  
w =0.5π(d1+d2)=0.5·3.14(140+400)=848 мм;    у =(d2-d1)2=(400-140)2=67.6·103
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,01L=20 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на 0.025L=50 мм для увеличения натяжения ремней.
8.Угол обхвата меньшего шкива

9.Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи: Cp=1.0.
10. Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня: для сечения Б при длине L=2000 мм коэффициент Cl=0.98.
11.Коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата: Сα=0,97.
12.Коэффициент, учитывающий число ремней в передаче: предполагая, что число ремней в передаче будет от 4 до 6, примем коэффициент Сz = 0,90.
13.Число ремней в передаче

14. Натяжение ветви клинового ремня
 
 

15. Давление на валы
Fв
= 2F0zsin = 2·
230·5=2300 Н.
 = 2·
230·5=2300 Н.
16. Ширина шкивов Вш
Вш = (z - 1)е + 2f= (6 - 1) 19 + 2·12,5 = 120 мм.
4 РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРА
Выбираем материалы для зубчатых колес. Для шестерни сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НВ 230; для колеса сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес указанных материалов
[σн] = 410 МПа.
Коэффициент ширины венца ψba=0.25.
Мощность на валу барабана: Р2=10,3 кВт
Вращающий момент вала: Т2=292,44 Нм
Межосевое расстояние где Ка = 43 - для косозубых колес; u = 5,6
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аω = 200 мм.
Нормальный модуль mn = (0,01 0,02) аω
= (0,01
0,02) аω
= (0,01 0,02)200 = 4 =
2,8
 0,02)200 = 4 =
2,8 5,6 мм; принимаем
по ГОСТ 9563-60 mn = 3,5
 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β= 12°.
5,6 мм; принимаем
по ГОСТ 9563-60 mn = 3,5
 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β= 12°. 
Число зубьев шестерни

Принимаем z1 = 17. Тогда z2= z1u = 17·5,6 = 95,20=95. Уточняем значение угла наклона зубьев:
β= 12°.
Основные размеры шестерни и колеса.
Диаметры делительные

Проверка: 
Диаметры вершин зубьев

Ширина колеса
Ширина шестерни 
Коэффициент ширины шестерни по диаметру

Окружная скорость колес

Коэффициент нагрузки

Проверяем контактные напряжения
 , что менее [σH]=410 МПа. Условие прочности выполнено.
, что менее [σH]=410 МПа. Условие прочности выполнено.
Силы действующие в зацеплении:
окружная
радиальная 
осевая 
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

Коэффициент нагрузки КF=KFβKFυ=1.31
KFβ=1.19
KFυ=1.1
Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев zυ;
у шестерни 
у колеса 
Коэффициенты YF1=4,11 и YF2=3,60
Определим коэффициенты Yβ и KFα

 , где средние значения
коэффициента торцового перекрытия εα = 1,5; степень точности n=8.
, где средние значения
коэффициента торцового перекрытия εα = 1,5; степень точности n=8.
Допускаемое напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле:

Для шестерни  =1,8·230= 415 МПа;
=1,8·230= 415 МПа;
Для колеса    =1,8·200= 360 МПа.
=1,8·200= 360 МПа.
Коэффициент безопасности [SF]=[ SF]`[ SF]``, где [ SF]`=1,75
[ SF]``=1. Следовательно [SF]=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни  МПа;
МПа;
для колеса МПа.
МПа.
Проверку на изгиб следует
проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение  меньше. Найдем
эти отношения:
 меньше. Найдем
эти отношения:
для шестерни  МПа;
МПа;
для колеса  МПа.
МПа.
Проверку на изгиб проводим для колеса:
 МПа < 206 МПА.
МПа < 206 МПА.
Условие прочности выполнено.
5 ВЕДУЩИЙ ШКИВ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Конструктивные размеры ведущего шкива
Tp=14 мм
h=10.8 мм
h0=4.2 мм
f=12.5 мм
e=19.0 мм
z=6
Рабочий диаметр шкива
 мм
мм
Ширина обода шкива
 мм
мм
Угол профиля канавок выбирают в зависимости от dp и от типа ремня
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.