Транспортные технологии и их классификация. Схема транспортно-технологической классификации грузов

Страницы работы

Содержание работы

Транспортные технологии и их классификация

Грузовые перевозки осуществляются на основе типового технологического процесса, который устанавливает содержание, продолжительность, место, время и рациональную последовательность выполнения всех транспортных операций по обработке и обслуживанию грузовых единиц и подвижного состава на всем пути следования груза, а также порядок  использования  ресурсов, качественные и количественные показатели и форму ответственности за их выполнение.

Совокупность методов обработки и обслуживания грузовых единиц и подвижного состава, осуществляемых в процессе грузовой перевозки, называется транспортной технологией. Транспортная технология должна соответствовать ряду принципов, обеспечивающих:

направленность на практический результат;

управляемость и координацию;

рациональность;

научность;

возможность качественной и количественной оценки;

соответствие мировому уровню;

воспроизводимость.

Транспортные технологии  отражают саму суть процесса грузовой перевозки в общем случае могут подразделяться  следующим образом: по степени охвата процесса грузовой перевозки (полные, неполные);

по  функциям (основные, вспомогательные);

по содержанию (движенческие, перегрузочные, складские, подготовительные и т.д.);  по месту выполнения  (путевые, портово-причальные, рейдовые и т.д.); по роду груза (универсальные, специализированные);

по виду транспорта (одновидовые, многовидовые);    по  степени типичности   (разовые, типовые).

Эффективная организация грузовых перевозок требует разработки и применения типовых технологий, наиболее полно охватывающих весь технологический процесс, по всем основным функциям и операциям, обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов всех видов транспорта и высокое качество на перевозке  определенной группы грузов с конкретными транспортными свойствами. Однако разработка типовой технологии должна опираться на ее более четкую классификацию и однозначное определение (идентификацию). Это достигается применением соответствующих  систем классификации (иерархической или фасетной) и кодирования: регистрационной (порядковой или серийно-порядковой), классификационной (последовательной или параллельной). Опыт применения систем классификации и кодирования на водном транспорте [1] показывает, что в данном случае наиболее удобна параллельная система кодирования, соответствующая  фасетной  системе классификации. Код транспортной технологии может быть записан в виде совокупности кодовых обозначений нескольких независимых классификационных группировок (фасетов).

Из приведенных выше схемы классификации технологий и определения типовой технологии очевидно, что ее функции, содержание, степень универсальности, место выполнения  и т.д. практически полностью определяются родом груза и видом транспортной операции, т.е. можно выделить лишь две независимые классификационные группировки:  транспортные свойства груза и транспортные операции. В свою очередь каждая из группировок должна иметь свою систему кодирования.  

Для классификации и кодирования грузов необходимо все многообразие предъявляемых к перевозке грузов объединить  в классы, близкие по своим транспортным характеристикам, то есть совокупностям свойств груза, определяющим  технологии перевозки, перегрузки, хранения на всем пути следования груза. Следует отметить, что  такая классификация  может использоваться и в качестве базы для совершенствования тарифной номенклатуры с учетом современных требований к эффективности и качеству перевозки. Совершенно очевидно, что подобная номенклатура должна быть единой для всех видов транспорта.

В Советском Союзе в свое время сложилась единая классификация и  номенклатура грузов, используемая для исчисления тарифов на перевозки, сборов, штрафов и ставок. В основу единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) положено их деление по признаку происхождения продукции: сельского хозяйства; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руды металлические, сырье серное; топливно-энергетической промышленности; сырье минеральное, материалы и изделия минерально-строительные; продукция металлургической промышленности; машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности; химической промышленности; пищевой, мясо-молочной и рыбной; легкой и полиграфической; прочие грузы – всего 11 разделов. Внутри каждого раздела грузы разделяются по группам и позициям [3].  В настоящее время число разделов увеличено до 12, а каждый груз в тарифно-статистической номенклатуре имеет шестизначное кодовое обозначение, где два первых знака – номер группы, третья цифра – номер позиции в соответствующей  группе, четвертый и пятый – порядковой номер груза в позиции, шестая цифра является контрольной [4].    

С учетом поправочных коэффициентов такая номенклатура  продолжает использоваться в условиях договорных цен. Но для использования типовых транспортных технологий эта классификация слишком подробна, не иерархична, не учитывает  специфику транспортировки.  

Похожие материалы

Информация о работе