Транспортные технологии и их классификация
Грузовые перевозки осуществляются на основе типового технологического процесса, который устанавливает содержание, продолжительность, место, время и рациональную последовательность выполнения всех транспортных операций по обработке и обслуживанию грузовых единиц и подвижного состава на всем пути следования груза, а также порядок использования ресурсов, качественные и количественные показатели и форму ответственности за их выполнение.
Совокупность методов обработки и обслуживания грузовых единиц и подвижного состава, осуществляемых в процессе грузовой перевозки, называется транспортной технологией. Транспортная технология должна соответствовать ряду принципов, обеспечивающих:
направленность на практический результат;
управляемость и координацию;
рациональность;
научность;
возможность качественной и количественной оценки;
соответствие мировому уровню;
воспроизводимость.
Транспортные технологии отражают саму суть процесса грузовой перевозки в общем случае могут подразделяться следующим образом: по степени охвата процесса грузовой перевозки (полные, неполные);
по функциям (основные, вспомогательные);
по содержанию (движенческие, перегрузочные, складские, подготовительные и т.д.); по месту выполнения (путевые, портово-причальные, рейдовые и т.д.); по роду груза (универсальные, специализированные);
по виду транспорта (одновидовые, многовидовые); по степени типичности (разовые, типовые).
Эффективная организация грузовых перевозок требует разработки и применения типовых технологий, наиболее полно охватывающих весь технологический процесс, по всем основным функциям и операциям, обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов всех видов транспорта и высокое качество на перевозке определенной группы грузов с конкретными транспортными свойствами. Однако разработка типовой технологии должна опираться на ее более четкую классификацию и однозначное определение (идентификацию). Это достигается применением соответствующих систем классификации (иерархической или фасетной) и кодирования: регистрационной (порядковой или серийно-порядковой), классификационной (последовательной или параллельной). Опыт применения систем классификации и кодирования на водном транспорте [1] показывает, что в данном случае наиболее удобна параллельная система кодирования, соответствующая фасетной системе классификации. Код транспортной технологии может быть записан в виде совокупности кодовых обозначений нескольких независимых классификационных группировок (фасетов).
Из приведенных выше схемы классификации технологий и определения типовой технологии очевидно, что ее функции, содержание, степень универсальности, место выполнения и т.д. практически полностью определяются родом груза и видом транспортной операции, т.е. можно выделить лишь две независимые классификационные группировки: транспортные свойства груза и транспортные операции. В свою очередь каждая из группировок должна иметь свою систему кодирования.
Для классификации и кодирования грузов необходимо все многообразие предъявляемых к перевозке грузов объединить в классы, близкие по своим транспортным характеристикам, то есть совокупностям свойств груза, определяющим технологии перевозки, перегрузки, хранения на всем пути следования груза. Следует отметить, что такая классификация может использоваться и в качестве базы для совершенствования тарифной номенклатуры с учетом современных требований к эффективности и качеству перевозки. Совершенно очевидно, что подобная номенклатура должна быть единой для всех видов транспорта.
В Советском Союзе в свое время сложилась единая классификация и номенклатура грузов, используемая для исчисления тарифов на перевозки, сборов, штрафов и ставок. В основу единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) положено их деление по признаку происхождения продукции: сельского хозяйства; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руды металлические, сырье серное; топливно-энергетической промышленности; сырье минеральное, материалы и изделия минерально-строительные; продукция металлургической промышленности; машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности; химической промышленности; пищевой, мясо-молочной и рыбной; легкой и полиграфической; прочие грузы – всего 11 разделов. Внутри каждого раздела грузы разделяются по группам и позициям [3]. В настоящее время число разделов увеличено до 12, а каждый груз в тарифно-статистической номенклатуре имеет шестизначное кодовое обозначение, где два первых знака – номер группы, третья цифра – номер позиции в соответствующей группе, четвертый и пятый – порядковой номер груза в позиции, шестая цифра является контрольной [4].
С учетом поправочных коэффициентов такая номенклатура продолжает использоваться в условиях договорных цен. Но для использования типовых транспортных технологий эта классификация слишком подробна, не иерархична, не учитывает специфику транспортировки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.