Транспортные технологии и их классификация. Схема транспортно-технологической классификации грузов, страница 2

Кроме того, в каждой транспортной отрасли существует планово-учетная номенклатура, связанная со специфическими особенностями видов транспорта и перевозимых грузов. На железнодорожном транспорте такая номенклатура включает свыше 40 позиций (каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, торф и торфяная продукция, сланцы горючие, флюсы, руды, черные металлы, машины и оборудование и т.д., вплоть до остальных и сборных грузов) [2]. На внутреннем водном транспорте выделяются следующие планово-учетные группы грузов: нефть и нефтепродукты наливом; лесные в плотах; сухогрузы, которыми считаются зерно и продукты перемола; комбикорма; соль; уголь каменный; кокс; торф и торфяная продукция; лесные в судах; металлы черные; руда железная и марганцевая; руда цветная и сырье  серное; строительные; сырье промышленное и материалы формовочные; шлаки гранулированные; огнеупоры; флюсы; химические; удобрения химические и минеральные; хлопок; прочие (металлолом, машины и оборудование, изделия металлические, рыба и рыбные продукты, плодоовощи, картофель, металлы не в деле, нефть и нефтепродукты в таре, промышленные товары широкого потребления, грузы в плавучем состоянии, а также остальные грузы) [3]. Как видим, и эта номенклатура лишь в самом общем виде отражает транспортные характеристики грузов.

В то же время в отечественной и зарубежной практике грузовых перевозок сложились системы классификации, в большей мере учитывающие свойства грузов и особенности их транспортировки. На речном транспорте выделяют следующие виды грузов:

наливные, насыпные, навалочные, лесные (отдельно в судах и в плотах);

тарно-штучные; скоропортящиеся;

опасные и т.д.

На железнодорожном транспорте выделяют грузы, перевозимые насыпью,  навалом, в открытом подвижном составе, в контейнерах, в пакетах,  смерзающиеся и подкарантинные грузы, животные и т.д. [2].

В соответствии с ГОСТом все грузы, поступающие на морской  транспорт, делятся на наливные и сухие. В схеме, приведенной   В.И.Снопковым [5],   выделяются, кроме того, грузы живые и животного происхождения (рабочий скот, домашние животные, хищные животные).

В эксплуатационной практике морского транспорта выделяют:

массовые (насыпные, навалочные, наливные и лесные), генеральные (штучные в упаковке и без упаковки, негабаритные, тяжеловесные и легковесные), особорежимные (опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты).

Известна классификация ИКТП по физическим (химическим) свойствам грузов, в соответствии с которой  выделяются четыре группы грузов: навалочные; тарно-штучные, пакетированные и контейнерные;  наливные и газообразные; негабаритные грузы и грузы большой массы [6].

В свое время ЦНИИИМФ предложил систему  классификации грузов, в основу которой  положена технология перевозочного процесса. Все грузы разделены  на четыре вида:

смещающиеся, режимные, опасные, наливные.

Каждый вид разделен на классы и группы грузов. Недостатком подобной классификации является  то, что ее нельзя распространить на все виды транспорта, а также то, что в одной группе могут находиться грузы, требующие разного типа механизации или склада.

Таким образом, все рассмотренные схемы предполагают  деление номенклатуры  грузов в соответствии с их транспортными характеристиками и могут служить основой более уточненной классификации, с большим учетом единства и различий грузов по их транспортным свойствам, определяющим типы  подвижного состава, перегрузочных устройств, складского хозяйства и т. д.   Так, совершенно очевидно, что необходимо учитывать сложившиеся технологические схемы, способы упаковки груза, новейшие тенденции, связанные с перевозкой грузов укрупненными грузовыми единицами (УГЕ) в транспортных емкостях. Таким образом, технологический фактор является одним из основных, поэтому требуется не просто транспортная, а транспортно-технологическая классификация. При этом такие физико-химические свойства груза, как гигроскопичность, смерзаемость, способность самовозгораться, смещаться, спекаться, издавать специфические запахи  и т.д.,  не являются основой классификации и должны указываться в описаниях транспортных технологий.  Кроме того, в целях создания единой транспортно-технологической классификации грузов (ЕТТКГ) следует ориентироваться  в основном на грузы единой транспортной номенклатуры, перевозимые водным, железнодорожным и магистральным автомобильным транспортом, грузовые и складские операции с которыми не требуют уникального оборудования.  Нет необходимости выделять  в ЕТТКГ редко перевозимые «экзотические» грузы, если они не соответствуют транспортным свойствам  какой-либо «стандартной» группы. Все это позволит существенно уменьшить число групп ЕТТКГ.