Характеристика транспортного пути. Енисейский водный бассейн. Габариты пути. Особенности плавания и затруднительные для судоходства участки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

этих местах образуются перекаты, которых на участке Красноярск- устье Ангары двадцать восемь. Малые глубины, большие скорости и надводные камни затрудняют здесь судоходство. Но главное препятствие на этом участке, конечно, Казачинский порог.

Порог состоит из нескольких поперечных цепей подводных камней, разбросанных на расстоянии полутора километров. Ширина реки в наиболее опасном месте всего около полукилометра, а скорость течения достигает 15-18 километров в час. По узкой горловине порога может одновременно пройти только одно судно, ведомое опытным капитаном. Лишь современные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях проскакивают порог без затруднений. Большинство же грузовых барж и пассажирских теплоходов при подъеме вверх по течению пользуются помощью специального буксира, называемого туером.

Вскоре за порогом Енисей сливается с Ангарой. Он узок в этом месте, всего 800 метров, в то время как ширина Ангары достигает двух километров. Долго еще текут рядом, не перемешиваясь, мутноватые воды Енисея и светлые, прозрачные воды Ангары. Дальше начинается Нижний Енисей - суровая и могучая река, истинный «брат океана». Ширина реки увеличивается сразу же за слиянием до 2-2,5 километров, зато течение становится более медленным, в русле появляются острова. По-прежнему левый берег преимущественно низменный, а вдоль правого до самого устья Подкаменной Тунгуски тянется

Енисейский кряж. Но иногда гнейсовые утесы сжимают реку с обеих сторон, как, например, у села Абалаково. Главные притоки Енисея на этом отрезке: справа - Большой Пит, слева - Сым, Дубчес. Слева же впадает небольшая река Кас, с которой связана история строительства в конце прошлого века Обь - Енисейского канала. Длина канала около 8 километров, ширина 12 метров. В нем было 12 шлюзов. Канал проработал только 15 лет, и с окончанием строительства Транссибирской железной дороги он пришел в запустение.

Вскоре за селом Ворогово, расположенным в устье реки Дубчес, начинается самый трудный для судоходства участок на Нижнем Енисее-Осиновский порог. Сначала река разветвляется на множество проток с большими и малыми островами, часть из которых в «большую воду» скрывается из глаз. Этот участок называется «Разбой». В реку от берега выступают многочисленные песчаные и каменные косы. Сам порог образуется двумя каменистыми грядами. Скорость течения увеличивается до 8-10 километров в час, ширина реки около трех километров, а глубина в межень- всего 2-2,5 метра. Вскоре за порогом русло еще больше суживается. Река течет в настоящем каньоне с отвесными стенами, называемом «Осиновскими щеками». В конце «щек» находятся два очень живописных островка - Кораблик и Барочка, а за ними виднеется большой Монастырский остров. Район Осиновского порога - одно из самых красивых мест Нижнего Енисея.

За устьем Подкаменной Тунгуски берега реки становятся малолюдными, села встречаются реже. По- прежнему правый берег выше и гористее. Это подходят отроги Средне-Сибирского плоскогорья. Ширина реки до устья Нижней Тунгуски два-три километра, глубина преимущественно 10-15 метров. Падение реки значительно уменьшается, как и средняя скорость ее течения, которая редко превышает пять километров в час. Лишь на перекатах, среди которых наиболее известен Сумарковский с глубинами 3,5-4,5 метра, скорость увеличивается. Слева вдоль реки часто имеется широкая (до 10 километров), заливаемая весной пойма. Главные притоки на этом участке, справа- Вахта, слева - Елогуй

Похожие материалы

Информация о работе