Увеличением погонной энергии сварочной дуги компенсируется влияние пониженной температуры окружающей среды на формирование сварного шва. Ветер оказывает динамическое воздействие на сварочную дугу, вызывая неравномерное оплавление электродного покрытия. При сварке электродами с порошковой или легированной проволоками (без дополнительной защиты места сварки) или при сварке в среде углекислого газа сварочная дуга отклоняется от ее нормального положения, изменяется траектория движения капель электродного материала в сварочную ванну. В результате этого ухудшается защита расплавленного металла от воздействия окружающего воздуха. Попутный и встречный ветер скоростью до 7-8 м/с для отдельных марок электродов не оказывает существенного влияния на формирование сварного шва. При сварке электродами марки УОНИИ-13/45А при скорости ветра свыше 5 м/с возникают газовые поры; при сварке электродами АНО-4 поры появляются при скорости ветра свыше 7 м/с; одновременно с этим в корне шва возникают трещины. При этой же скорости ветра форма шва и глубина провара практически не изменяются. При скорости ветра 10 м/с и более происходит несколько большее проплавление половины валика с наветренной стороны. Для получения качественного шва необходимо электрод располагать по ходу ветра с наклоном под 45° к вертикали или устанавливать защитные устройства в районе сварки. В отличие от ручной сварки покрытыми электродами при сварке в среде защитного газа наклон сопла снижает защитные свойства струи газа: наклон сопла на угол 65° торцом по ходу ветра, а также боковой наклон (в плоскости, перпендикулярной к ветру) обеспечивают получение беспористых швов только при скорости ветра до 1 м/с; наклон торцом навстречу ветру - при скорости до 2 м/с, а при перпендикулярном положении сопла относительно изделия - свыше 2 м/с, при этом допускается увеличение зазора между соплом и конструкцией с 20 до 30 мм.
Ограничения вводятся только в соответствии с требованиями безопасности труда работающего. Общая защита. Вся свариваемая конструкция (секция, блок, судно) защищается от неблагоприятных воздействий погоды. К средствам общей защиты относятся ветроотражательные заборы вокруг места сборки и сварки конструкции. Переносные шалаши (противоветровые кессоны), полузакрытые (холодные) эллинги, тепляки и другие сооружения. В определенной мере корпус блока (судна) при сварке внутри является защитой от ветра и осадков. Средства общей защиты позволяют оградить одновременно несколько сварочных постов от действий комплекса неблагоприятных метеорологических факторов (ветра, осадков, пониженной температуры). Защита места сварки может быть полной (от всех неблагоприятных факторов) и частичной (от одного-двух). Защита от повышенной влажности. Для непосредственной защиты расплавленного металла от повышенной влажности необходимо увеличить интенсивность испарения влаги с кромок свариваемого металла; ограничить содержание влаги в сварочных материалах; повысить эффективность защиты расплавленного металла от атмосферных осадков. Испарение влаги происходит интенсивнее, если увеличить (в допустимых пределах) напряжение сварочной дуги или же быстро манипулировать дугой перед сварочной ванной (периодически выносить дугу за пределы ванны). Ограничить поступление влаги из электродных материалов технологически легче, чем с поверхности свариваемых металлоконструкций или из атмосферы. Поэтому одним из основных мероприятий является максимальное снижение содержания влаги в электродных материалах (ниже допустимого уровня для цеховых условий), что может обеспечить суммарное поступление водорода в сварной шов в пределах допустимой нормы.
Манипулирование торцом электродной проволоки между кромками свариваемого соединения производится аналогично ручной сварке. При сварке следует применять средства местной и общей защиты места сварки от ветра. Полуавтоматическая сварка в углекислом газе порошковой проволокой применяется для сварки стыковых и тавровых соединений ответственного назначения, включая наружную обшивку корпуса толщиной 3-20 мм, расположенных в нижнем положении. Однако перебои с поставкой порошковой проволоки и отсутствие существенных преимуществ этого метода сварки ограничивают широкое использование этого метода в судостроении. К сварке на открытых площадках допускаются лица не моложе 18 лет. Перед выполнением сварочных работ на открытых площадках электросварщики должны пройти медицинский осмотр, дополнительно изучить особенности сварки на открытых площадках и получить соответствующую запись в дипломе сварщика. При повышенной и пониженной температурах окружающего воздуха следует делать перерывы в работе, длительность и частота которых регламентируется постановлениями местных Советов депутатов трудящихся в зависимости от климатических зон. Работы на лесах стапеля прекращаются при ветре свыше 5 баллов, при дожде и снегопаде, при морозе -30° С и других ограничениях, установленных местными Советами депутатов трудящихся. Предварительная контуровка секций и блоков корпуса. Одним из основных путей сокращения объема корпусно-сборочных работ на стапельном месте является предварительная контуровка корпусных конструкций в "чистый" размер и установка их без монтажных припусков. Опыт одновременной постройки танкеров водоизмещением 16 500 т на трех заводах по единой принципиальной технологии сборки и сварки конструкций и стапельной сборки подтвердил высокую эффективность предварительной контуровки секций: общая трудоемкость корпусно-сборочных работ снижается на 20%, в том числе сборочно-проверочных работ на стапеле - на 14-23%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.