Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждении
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «ТМиТО»
Контрольная работа
по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Работу выполнил: студент 4 курса группы ЭУН-091
Работу принял:
Ставрополь, 2013 г.
Содержание
1. Расчет посадки с зазором 3
2. Расчет переходной посадки 6
3. Расчет посадки с натягом 8
Список используемой литературы 11
1. Расчет посадки с зазором.
Определить величины зазоров и подобрать посадку для подшипника скольжения , работающего в условиях жидкостного трения при следующих данных: d = 50 мм , L = 50 мм , R = 1400 Н, n =2000 об/мин, RZD =2,5 мкм, RZd = 1 мкм. Смазка централизованная маслом марки “Турбинное 46 (Л)” с динамической вязкостью при tП = 500С , µ= 40·10-3 Н·с/м2 (таблица 5).
1. Определим удельно давление p:
p = R/(L*d); p =1400/(0,05*0,05) = 0,6*106 Н/м2.
2. Определим допускаемую толщину масляного слоя:
[hmin] = K*( RZD + RZd +yд) = 2*(2,5+1+2)=11*10-6 м, где К = 2 – коэффициент запаса, надежности по толщине масляного слоя; yд – добавка на неразрывность масляного слоя, yд = 2...3 мкм.
3. Задаемся рабочей температурой подшипника tп = 500С, при которой µ= µТАБ= 40*10-3 Н*с/м2.
4. Рассчитываем значение Аh :
Аh = 2*[hmin]/(d* ) = 2*11*10-6/(0,05* ) = 0,118.
где угловая скорость вала ω = π*n/30 = 3,14*2000/30 = 209 рад/с.
5. По рисунку 2 находим значение Аχ = 0,438 при χ=0,3 и L/dн.с. = 1 и затем определяем минимальный допустимый зазор [Smin]:
[Smin] = 2,857*[hmin]* (Аχ/ Аh) = 2,857*11*10-6 *(0,438/0,118) = 116,7 мкм.
6. По найденному ранее значению Аh = 0,118 из рисунка 3 находим максимальный относительный эксцентриситет χmax = 0,98.
Определяем максимальный допустимый зазор [Smax]:
[Smax] = (2*[hmin]/ (1- χmax )) = (2*11*10-6/(1- 0,98 )) = 1100 мкм.
7. Для выбора посадки используем дополнительное условие, что средний зазор SС в посадке должен быть примерно равен оптимальному SОПТ.
SОПТ = (2*[hmin]/ (1- χОПТ ))*( АОПТ/ Аh) =(2*11*10-6/(1- 0,48 ))*( 0,454/ 0,118) =
= 163 мкм, где из рисунка 2 χОПТ = 0,48 и АОПТ = 0,454.
Определим максимальную толщину h при оптимальном зазоре:
h= (SОПТ/2)*(1- χОПТ) = (163/2)*(1-0,48) = 42,4 мкм.
По таблице 1.47 определяем, что условиям подбора посадки наиболее близко соответствует предпочтительная посадка:
Для которой SС = 160мкм ≈ SОПТ , Smax = 220мкм, Smin = 100 мкм.
Условие можно считать выполненным, так как получение зазора
Smin = 100 мкм маловероятно.
Практически при сборке зазоров, меньших чем вероятностный малый зазор, SBmin не будет.
SBmin = SC - 0,5 =160 - 0,5 =116,4 мкм
Для данной посадки минимальный запас на износ:
Тизн = [Smin] – 2*( RZD + RZd ) – Smax = 1100 – 7 – 220 = 873 мкм.
8. Определяем мощность теплообразования:
Q = (1,57*ω2*µ*d3н.с.*L)/ SBmin = (1,57*2092*0,04*(0,05)3*0,05)/(116,4*10-6)=
= 147 Вт.
9. Определяем величину теплоотвода через корпус и вал подшипник:
Q1= KT*25*L*dн.с.*(tП – t0) = 18,5*25*0,05*0,05*(50 -20)= 35 Вт.
В связи с тем, что теплообразование существенно превышает теплоотвод через корпус и вал, избыточная теплота будет удаляться принудительной прокачкой масла.
10. Объем масла, прокачиваемого через подшипник:
W = (Q – Q1)/ (c*p*(tВЫХ – tВХ))= (147-35)/(1800*880*(50 - 30))= 0,35*10-5 м3/с = = 0,21 л/мин.
Рисунок 1 – Схема полей допусков для посадки с зазором
Рис.3. Схема расположения полей допусков посадки Æ125 Н8/n7.
1. Определяем максимальный, минимальный и средний натяги:
Nmin = ei – ES = 27 – 63 = -36 мкм;
Nmax= es – EI = 67 – 0 =67 мкм;
Допуски на размеры отверстия и вала могут быть определены через предельные отклонения, как алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями:
Тd = es – ei = 67 – 27 = 40 мкм;
TD = ES – EI = 67 – 0 =67 мкм.
2. Определяем среднее квадратичное отклонения натяга (зазора) по формуле:
3. Определяем предел интегрирования по формуле:
4. Из таблицы по значению z = 1,19 определяем Ф (1,19)=0,355.
5. Рассчитываем вероятность натягов при z > 0:
Р¢N = 0,5 + Ф(z) = 0,5 + 0,355 = 0,855;
РN =100 · Р¢N=100 · 0,855 = 85,5%.
Следовательно, при сборке примерно 85,5 % всех соединений (855 из 1000) будут с натягами и 14,5% соединений (145 из 1000) – с зазорами.
Рисунок 2 – Схема полей допусков для переходной посадки
3. Расчет посадки с натягом.
Соединение с размерами dH.C. = 32 мм , L = 35мм, d1 = 0 мм, d2 = 60 мм предназначено для передачи Roc = 1800 Н.
Коэффициент трения f = 0,07.
Материал деталей: вал - сталь 40; втулка браж 9-4.
Модуль упругости материала: ED = 2*1011 Н/м2; Ed =0,84*1011 Н/м2.
Коэффициент Пуассона: mD = 0,3; md = 0,35.
Пределы текучести: sТD = 35*107 Н/м2; sТd = 54*107 Н/м2.
Высота неровностей поверхностей вала RZD = 0,8 мкм; RZD = 1,6 мкм. Рабочая температура соединения 200 С.
Условия сборки: механически без смазки.
1. Определяем [pmin], при действии Roc:
[pmin] = Roc/(π*dн.с.2 *L*f) = 1800/(3,14*0,032 *0,035*0,07) = 0,7*107 Н/м2.
2. Определяем Nmin:
Предварительно определяем коэффициент СD и Сd:
CD = (1+(d1/dн.с.)2)/(1-( d1/dн.с)2) – m= (1+(0/32)2)/(1-(0/32)2) – 0,3 = 0,7;
Сd = (1+(dн.с / d22)/(1-(dн.с / d2/)2) + m= (1+(32/60)2)/(1-(32/60)2) + 0,3= 2,1.
Тогда, Nmin = [pmin] * dн.с.* ((СD /( ED)) + (Сd /( Ed))) = 0,7*107*0,032 * *((0,7/(2*1011)) + (2,1/(0,84*1011))) =6,4 мкм.
3. Определяем минимальный допустимый натяг. Предварительно определим поправку:
gm = 1,2 · (0,8 + 1,6) = 2,88 мкм;
gt = 0 , так как температура tpD = tpd = tсб = 20 °С;
gц = 0 , так как скорость вращения сопрягаемых деталей невелика.
Принимаем с учетом возможных разборок gn = 10 мкм.
Тогда, [Nmin] = Nmin +gm + gn = 6,4 +2,88+10 = 19,28 мкм.
4. Определяем величину [pmax], для чего рассчитываем p1 и p2:
p1 = 0,58* sТD*[1- ( d1/dн.с)2] = 0,58*35*107*[1-(0/32)2] = 20,3*107 Н/м2.
p2 = 0,58* sТd*[1- ( dн.с./d2)2] = 0,58*54*107*[1-(32/60)2] = 22,6*107 Н/м2.
Следовательно
5. Определяем Nmax:
Nmax = [pmax] * dн.с.* ((СD /( ED)) + (Сd /( Ed))) = 20,3*107*0,032 * *((0,7/(2*1011)) + (2,1/(0,84*1011))) =185,1 мкм.
6. Определяем максимальный допустимый натяг [Nmax]:
[Nmax] = Nmax*gуд +gm + gn =185,1*0,93 + 2,88+10 = 185 мкм, где gуд = 0,93 по графику.
7. По таблице выбираем посадку , для которой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.