Альтернативные маркетинговые инструменты. Доминирование марки крупнейшего местного производителя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

На новосибирском рынке пива по параметрам "знание/потребление" лидирует Жигулевское" от ВИНАПа. Доминирование марки крупнейшего местного производителя - ситуация типичная для любого крупного города. Например, в Омске фаворитом является "Сибирская Корона" от "РОСАРа", в Томске - "Крюгер", в Красноярске - "Пикра", в Ярославле - "Ярпиво", в Петербурге - "Балтика". Впрочем, особая судьба "Балтики" - столь же особая тема: в большинстве российских городов "Балтика" по объему потребления удерживает прочное втрое место после Главной Местной Марки, а в некоторых превосходит доминирующего "аборигена" по степени известности и даже по уровню потребления. Ситуация последнего типа характерна для областных центров северо-запада России - Питер ведь под боком.

Такую картину даже типичной не назовешь - на язык просится более радикальные определения - "массовая", "тотальная".

Однако, образ Новосибирска-пивного - отнюдь не полная калька с этого общероссийского пейзажа. "Балтика" держит призовое "серебро" за уровень раскрутки (попробуй не быть на слуху с такими-то рекламными вложениями!), но серебряным медалистом розничной торговли является не питерское пиво, а детище наших соседей-омичей - "Сибирская корона". К такому выводу приводят и наблюдения маркетологов (пример - релиз ассоциации "Группа 7/89"), и даже беглый взгляд на прилавки. Так, в большинстве уличных киосков именно "Балтика" и "Сибирская Корона" выделяются как самой широкой сортовой линейкой, так и стабильным наличием. широта сортовых линеек марок-лидеров в разных торговых точках различна, но все равно сводится к незатейливому афоризму: новосибирский киоск без "Балтики" и "СибКороны" - это либо не киоск, либо не новосибирский! Впрочем, на модульные и стационарные магазины сия истина тоже распространяется.

Свои позиции в Новосибирске омское пиво завоевало сравнительно давно - до общефедеральной раскрутки с рестайлингом этикетки в строну большей "имперскости" и роликами а ля "кино про Фандорина", до дефолта и даже до масштабной экспансии "Балтики". Если доминирование винаповского "Жигулевского" объясняется историческими факторами (старейшее и крупнейшее в городе пивное предприятие, бывший монополист), то уверенное соперничество "Сибирской Короны" с "Балтикой" - плод грамотного и настойчивого маркетинга. Более молодая омская марка "Золотой хмель" ("ОША") судьбу имеет менее блестящую - имеет свой стабильный круг почитателей, но держится вдали от пьедестала почета, то фигурируя, то отсутствуя в таблицах различных мониторинговых групп - одни аналитики пиво от "Оши" размещают в средних строках рейтингов, другие почему-то игнорируют вовсе. Ладно, резоны и критерии маркетологов - совсем иная тема. Вернемся к пиву.

Итак, лидирует ВИНАП со своим "Жигулевским". Но и он лидирует достаточно своеобразно (Новосибирск вообще мегаполис во многих отношениях особенный, и его пивной рынок не менее специфичен). Не хочется употреблять замордованный школьниками эпитет "город контрастов", но без него в нашем случае, увы, не обойтись. Да, Новосибирск - город контрастов. И в этом смысле он, пожалуй, даже поядреней будет, нежели Лондон из того школьного английского текста. Город имеет очень яркое социальное зонирование: центральное его ядро, образованное двумя старейшими, интенсивно урбанизированными и самыми престижными районами - Железнодорожным и Центральным, заселено более обеспеченными людьми. Доля среднего класса тут продолжает расти благодаря активной коммерческой реконструкции городского ядра. Особо выглядит и новосибирский Академгородок. "Городковцы" изрядно обеднели в сравнении с советскими временами, но сохраняют свой особый бонвиванский кураж.

Этим частям города противостоит большой массив более бедных окраин и огромное, стагнационное (а в прошлом тотально промышленное) Левобережье. Из-за этого местный рынок пива смахивает на советскую агитку "Два мира - два детства". Помните такую? - В одном углу картинки пухлая, раскормленная "мальвина" в джинсах и кружевах, в другом - скелетообразный негритенок со вздутым животиком. У нас же сейчас получится картинка "Два мира - два пива".

Во-первых, сам объем потребления пива по бедным и богатым районам сибирской столицы (при всей относительности понятия "богатый район") различается в полтора-два раза. И марки-лидеры в этих двух пивных мирах тоже разные.

В центральных районах и Академгородке преобладают почитатели "Балтики" и "Сибирской короны" - доля потребления этих марок тут больше в те же полтора-два раза. "Жигулевскому" же его лидерство в общегородских масштабах обеспечивают менее платежеспособные жители так называемых "пролетарских" районов. Особенно велика в этом роль левобережных районов - Ленинского (крупнейший район Новосибирска, по числу населения близкий к какому-нибудь немаленькому среднерусскому облцентру) и Кировского (тут располагается ВИНАП). Чем ближе к территории завода - тем выше концентрация ВИНАПовской продукции в торговле, тем больше доля пиволюбов-патриотов. Затулинка - часть Кировского района, непосредственно примыкающая к ВИНАПу - и вовсе его вотчина, здешнее население больше других горожан жалует именно напитки родного во всех смыслах предприятия. Надо отметить, что жителям Затулинки ВИНАПовское пиво любить гораздо

Похожие материалы

Информация о работе