На новосибирском рынке пива по параметрам "знание/потребление" лидирует Жигулевское" от ВИНАПа. Доминирование марки крупнейшего местного производителя - ситуация типичная для любого крупного города. Например, в Омске фаворитом является "Сибирская Корона" от "РОСАРа", в Томске - "Крюгер", в Красноярске - "Пикра", в Ярославле - "Ярпиво", в Петербурге - "Балтика". Впрочем, особая судьба "Балтики" - столь же особая тема: в большинстве российских городов "Балтика" по объему потребления удерживает прочное втрое место после Главной Местной Марки, а в некоторых превосходит доминирующего "аборигена" по степени известности и даже по уровню потребления. Ситуация последнего типа характерна для областных центров северо-запада России - Питер ведь под боком.
Такую картину даже типичной не назовешь - на язык просится более радикальные определения - "массовая", "тотальная".
Однако, образ Новосибирска-пивного - отнюдь не полная калька с этого общероссийского пейзажа. "Балтика" держит призовое "серебро" за уровень раскрутки (попробуй не быть на слуху с такими-то рекламными вложениями!), но серебряным медалистом розничной торговли является не питерское пиво, а детище наших соседей-омичей - "Сибирская корона". К такому выводу приводят и наблюдения маркетологов (пример - релиз ассоциации "Группа 7/89"), и даже беглый взгляд на прилавки. Так, в большинстве уличных киосков именно "Балтика" и "Сибирская Корона" выделяются как самой широкой сортовой линейкой, так и стабильным наличием. широта сортовых линеек марок-лидеров в разных торговых точках различна, но все равно сводится к незатейливому афоризму: новосибирский киоск без "Балтики" и "СибКороны" - это либо не киоск, либо не новосибирский! Впрочем, на модульные и стационарные магазины сия истина тоже распространяется.
Свои позиции в Новосибирске омское пиво завоевало сравнительно давно - до общефедеральной раскрутки с рестайлингом этикетки в строну большей "имперскости" и роликами а ля "кино про Фандорина", до дефолта и даже до масштабной экспансии "Балтики". Если доминирование винаповского "Жигулевского" объясняется историческими факторами (старейшее и крупнейшее в городе пивное предприятие, бывший монополист), то уверенное соперничество "Сибирской Короны" с "Балтикой" - плод грамотного и настойчивого маркетинга. Более молодая омская марка "Золотой хмель" ("ОША") судьбу имеет менее блестящую - имеет свой стабильный круг почитателей, но держится вдали от пьедестала почета, то фигурируя, то отсутствуя в таблицах различных мониторинговых групп - одни аналитики пиво от "Оши" размещают в средних строках рейтингов, другие почему-то игнорируют вовсе. Ладно, резоны и критерии маркетологов - совсем иная тема. Вернемся к пиву.
Итак, лидирует ВИНАП со своим "Жигулевским". Но и он лидирует достаточно своеобразно (Новосибирск вообще мегаполис во многих отношениях особенный, и его пивной рынок не менее специфичен). Не хочется употреблять замордованный школьниками эпитет "город контрастов", но без него в нашем случае, увы, не обойтись. Да, Новосибирск - город контрастов. И в этом смысле он, пожалуй, даже поядреней будет, нежели Лондон из того школьного английского текста. Город имеет очень яркое социальное зонирование: центральное его ядро, образованное двумя старейшими, интенсивно урбанизированными и самыми престижными районами - Железнодорожным и Центральным, заселено более обеспеченными людьми. Доля среднего класса тут продолжает расти благодаря активной коммерческой реконструкции городского ядра. Особо выглядит и новосибирский Академгородок. "Городковцы" изрядно обеднели в сравнении с советскими временами, но сохраняют свой особый бонвиванский кураж.
Этим частям города противостоит большой массив более бедных окраин и огромное, стагнационное (а в прошлом тотально промышленное) Левобережье. Из-за этого местный рынок пива смахивает на советскую агитку "Два мира - два детства". Помните такую? - В одном углу картинки пухлая, раскормленная "мальвина" в джинсах и кружевах, в другом - скелетообразный негритенок со вздутым животиком. У нас же сейчас получится картинка "Два мира - два пива".
Во-первых, сам объем потребления пива по бедным и богатым районам сибирской столицы (при всей относительности понятия "богатый район") различается в полтора-два раза. И марки-лидеры в этих двух пивных мирах тоже разные.
В центральных районах и Академгородке преобладают почитатели "Балтики" и "Сибирской короны" - доля потребления этих марок тут больше в те же полтора-два раза. "Жигулевскому" же его лидерство в общегородских масштабах обеспечивают менее платежеспособные жители так называемых "пролетарских" районов. Особенно велика в этом роль левобережных районов - Ленинского (крупнейший район Новосибирска, по числу населения близкий к какому-нибудь немаленькому среднерусскому облцентру) и Кировского (тут располагается ВИНАП). Чем ближе к территории завода - тем выше концентрация ВИНАПовской продукции в торговле, тем больше доля пиволюбов-патриотов. Затулинка - часть Кировского района, непосредственно примыкающая к ВИНАПу - и вовсе его вотчина, здешнее население больше других горожан жалует именно напитки родного во всех смыслах предприятия. Надо отметить, что жителям Затулинки ВИНАПовское пиво любить гораздо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.