По величине расходов и графику определены соответствующие им уровни высокой воды (УВВ), а по этим уровням с помощью графиков – необходимые расчетные данные
Зачения |
Вероятность 1% |
Вероятность 0,3% |
|||||||
Весь поток |
Главное русло |
Правая пойма |
Левая пойма |
Весь поток |
Главное русло |
Правая пойма |
Левая пойма |
||
УВВ |
расчетный (РУВВ)=168,0 |
наибольший (НУВВ)=168,3 |
|||||||
Расход Q,м3/с |
6033 |
4173 |
290 |
1570 |
6696 |
4596 |
350 |
1750 |
|
Средняя скорость v, м/с |
2,6 |
0,6 |
1,0 |
2,7 |
0,7 |
1,1 |
|||
Плошадь ω, м2 |
3600 |
1600 |
450 |
1550 |
4000 |
1750 |
550 |
1700 |
|
Контроль v=Q/ω |
2,61 |
0,64 |
1,01 |
2,63 |
0,64 |
1,03 |
|||
Ширина участка морфоствора b, м |
1090 |
300 |
190 |
600 |
1120 |
300 |
200 |
620 |
|
Отверстие мостового перехода расчитывается на безопасный пропуск расчетного расхода Q1%=6033 м3/с при РУВВ1%=168,0, а высота пойменых насыпей и струенаправляющих дамб определяется с учетом подъема воды до отметки НУВВ0,3%=168,3 м (Q0,3%=6696м3/с) |
|
5. Установление пределов варьирования отверстием моста на основе общего размыва подмостового русла
Отверстием моста в свету Lназывается расстояние между передними гранями устоев (или между откосами конусов при обсыпных устоях), определяемое на отметке РУВВ, за вычетом суммарной ширины промежуточных опор.
Сужение водного потока в месте расположения мостового перехода при паводке приводит к увеличению скорости течения воды под мостом. В свою очередь увеличение скорости потока приводит к размыву русла в подмостовом сечении, величина которого характеризуется коэффициентом размыва Р:
где — средняя глубина потока под мостом после размыва, м;
— средняя глубина потока под мостом до размыва, м.
Средняя глубина потока под мостом после размыва определяется по эмпирической формуле
где — средний удельный расход воды под мостом, м3/с-м;
d — средний диаметр частиц несвязного грунта, м; d= 2 мм = 0,002 м;
— параметр, зависящий от вероятности превышения расхода, принимается по таблице; в нашем случае вероятность превышения расчетного расхода 1%, следовательно,;
g—.ускорение свободного падения g = 9,81 м/с2.
Средний удельный расход воды под мостом определяется по формуле:
где Qp%—расчетный расход заданной вероятности превышения, м3/с;
Q1%= 6033 м3/с;
L—отверстие моста, м.
Средняя глубина потока под мостом до размыва по формуле
ωдр — площадь живого сечения, м , под мостом до размыва при РУВВP% в пределах рассматриваемого отверстия моста L.
Таким образом, задаваясь различными значениями величины отверстием моста Lи размещая его в пределах живого сечения реки с учетом положения русла, геологии и других условий, определяется площадь живого сечения под мостом до и после размыва и значение коэффициента размыва Р.
Приведены варианты размещения различных отверстий моста в створе мостового перехода.
Результаты вычислений сводят в табл. Зависимость коэффициента размыва от отверстия моста P(L) приведена на графике
Отверстие |
Ср.уд.расход |
Ср.гл.потока под |
Площадь жив.сеч. |
Ср.гл.потока под |
Коэф- |
моста L,м |
под мостом, |
мостом после |
под мостом |
мостом до |
фициент |
qср,м3/с*м |
размыва,hсрпр,м |
до разм.ωдр,м2 |
размыва,hсрдр,м |
размыва P |
|
300 |
20,11 |
10,14 |
1590 |
5,30 |
1,91 |
400 |
15,08 |
8,12 |
1915 |
4,79 |
1,70 |
500 |
12,07 |
6,84 |
2239 |
4,48 |
1,53 |
600 |
10,06 |
5,95 |
2554 |
4,26 |
1,40 |
700 |
8,62 |
5,28 |
2865 |
4,09 |
1,29 |
800 |
7,54 |
4,76 |
3156 |
3,95 |
1,21 |
900 |
6,70 |
4,35 |
3410 |
3,79 |
1,15 |
1000 |
6,03 |
4,01 |
3561 |
3,56 |
1,13 |
1090 |
5,53 |
3,75 |
3608 |
3,31 |
1,13 |
Зависимость коэффициента размыва от величины отверстия моста P(L)
Возможные размеры отверстия моста находятся в пределах от наибольшего отверстия Lmaxнайденного при отсутствии размыва вообще (Р=1 ) , до наименьшего Lmin найденного с предельно допускаемым размывом (Р = Рдоп – 1,75).
Таким образом, отверстие моста Lможно изменять в пределах от 380 до 1090 м.
Окончательно вопрос о величине отверстия моста решается с учетом условий расположения береговых устоев и уточняется после разбивки на пролеты.
Принимается отверстие моста L = 600 м, которому соответствует коэффициент размыва Р = 1,40.
Река относится к 5 классу судоходства, следовательно, при выборе схемы моста необходимо обеспечить ширину подмостового габарита 100 м в основном судоходном и 60 м в смежном пролете.
После выбора отверстия моста следует оценить общий размыв под мостом, образованный из-за стеснения потока сооружениями мостового перехода, для чего строится расчетная линия общего размыва под мостом.
Чтобы построить линию дна под мостом после общего размыва, необходимо назначить характерные вертикали по оси морфоствора, которыми являются границы морфологически или геологически однородных участков, а также переломы поперечного сечения участков морфоствора. После определения на всех рассматриваемых вертикалях глубины после размыва устанавливают расчетную линию общего размыва под мостом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.