Закрытые повреждения головы, груди, живота и органов, расположенных в них. План обследования больного с травмой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Актуальность изучения темы связана с относительно высокой частотой повреждений, встречающихся на производстве, при дорожно-транспортных происшествиях, в быту, при занятиях спортом и т.д.

На исход повреждений в заметной степени влияет оказание первой медицинской помощи, которая может быть элементарной (в порядке само- и взаимопомощи, средним медперсоналом), квалифицированной (врачом общего профиля) и специализированной (хирургом, травматологом).

Первая помощь должна быть максимально приближена к пострадавшему, а время от момента травмы до оказания помощи сведено к минимуму. Кроме того, часто бывает необходимо быстро направить пострадавшего в профильное лечебное учреждение и, что не менее важно, правильно транспортировать.

Будущие врачи любой специальности должны быть в постоянной готовности распознать вид повреждения, его опасность, предупредить возможные осложнения и, самое главное, уметь  правильно и в полном объеме оказать первую медицинскую и первую врачебную помощь.

II. Цель практического занятия.

На основании знаний по анатомии и физиологии человека, механизма и вида повреждений тканей, головы, груди, живота, проявлений этих повреждений и опасностей, которые они представляют для здоровья и жизни пострадавших УМЕТЬ:

1)  диагностировать сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга;

2)  диагностировать сотрясение, ушиб и сдавление грудной клетки;

3)  распознавать осложнения травмы грудной клетки: травматическую асфиксию, подкожную и медиастинальную эмфизему, простой и клапанный пневмоторакс, легочное кровотечение, гемоторакс, гемоперикард, парадоксальное дыхание, ушиб сердца;

4)  диагностировать закрытую травму живота с повреждением паренхиматозных и полых органов;

5)  диагностировать повреждения почек и мочевого пузыря;

6)  оказать первую медицинскую и первую врачебную помощь при травме тканей, головы, груди, живота с повреждением органов, расположенных в них;

7)  адекватно вести себя по отношению к больному и его родственникам в случае развития в процессе оказания помощи тяжелых осложнений, сопутствующих травме.

III. Учебно-целевые задачи.

На основании приобретенных теоретических знаний задачами практического занятия является НАУЧИТЬСЯ:

1)  правильно оценивать жалобы пострадавшего, собирать анамнез травмы;

2)  обследовать пострадавших с повреждением головы, груди, живота;

3)  определять по рентгенограммам наличие перелома костей свода черепа, ребер, пневмоторакса, гемоторакса, свободного газа в брюшной полости, разрыва мочевого пузыря;

4)  удалять мокроту из верхних дыхательных путей у пострадавшего без сознания с закрытой черепно-мозговой травмой;

5)  пунктировать плевральную полость при пневмотораксе и  гемотораксе.

IV. Самоподготовка к занятию.

4.1. Цели самоподготовки.

В результате самостоятельного изучения литературы Вы должны ЗНАТЬ:

1)  анатомию головы, груди, живота и забрюшинного пространства;

2)  виды закрытой черепно-мозговой травмы, клинические проявления ее, оказание первой медицинской помощи и методы лечения пострадавших;

3)  виды закрытой травмы груди и повреждений органов, расположенных в ней, клинические проявления этих повреждений (симптомы травматической асфиксии, простого и клапанного пневмоторакса, подкожной и медиастинальной эмфиземы, гемоторакса, кровохарканья и легочного кровотечения, парадоксального дыхания, ушиба сердца, гемоперикарда), а также определять специальные методы диагностики;

4)  объем оказания первой медицинской и первой врачебной помощи при закрытых повреждениях грудной клетки и определить метод лечения;

1)  а) технику пункции плевральной полости при гемотораксе и  пневмотораксе;

2)  б) технику пассивного дренажа плевральной полости по Бюлау

5)  виды повреждений при закрытой травме живота, симптомы повреждений полых и паренхиматозных органов, специальные методы диагностики повреждений внутренних органов;

6)  объем оказания первой медицинской и первой врачебной помощи при травме живота и определить лечебную тактику;

7)  симптомы повреждения забрюшинных органов (полых, паренхиматозных), объем оказания первой помощи и выбрать лечебную тактику.

4.2. Организация самоподготовки.

Самоподготовка является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяющим фактором его эффективности.

Чтобы подготовиться к занятию:

1)  уясните цель самоподготовки;

2)  пользуясь своими конспектами вспомните содержание лекций “Кровотечения” и “Закрытые повреждения головы, груди, живота и органов, расположенных в них”, читаемых на кафедре общей хирургии;

3)  повторите технику спиральной и окклюзионной повязок на грудную клетку, закрепляющих повязок на голову;

4)  вспомните технику проведения и интерпретацию пробы Рувилуа-Грегуара

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0