Актуальность изучения темы связана с относительно высокой частотой повреждений, встречающихся на производстве, при дорожно-транспортных происшествиях, в быту, при занятиях спортом и т.д.
На исход повреждений в заметной степени влияет оказание первой медицинской помощи, которая может быть элементарной (в порядке само- и взаимопомощи, средним медперсоналом), квалифицированной (врачом общего профиля) и специализированной (хирургом, травматологом).
Первая помощь должна быть максимально приближена к пострадавшему, а время от момента травмы до оказания помощи сведено к минимуму. Кроме того, часто бывает необходимо быстро направить пострадавшего в профильное лечебное учреждение и, что не менее важно, правильно транспортировать.
Будущие врачи любой специальности должны быть в постоянной готовности распознать вид повреждения, его опасность, предупредить возможные осложнения и, самое главное, уметь правильно и в полном объеме оказать первую медицинскую и первую врачебную помощь.
II. Цель практического занятия.
На основании знаний по анатомии и физиологии человека, механизма и вида повреждений тканей, головы, груди, живота, проявлений этих повреждений и опасностей, которые они представляют для здоровья и жизни пострадавших УМЕТЬ:
1) диагностировать сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга;
2) диагностировать сотрясение, ушиб и сдавление грудной клетки;
3) распознавать осложнения травмы грудной клетки: травматическую асфиксию, подкожную и медиастинальную эмфизему, простой и клапанный пневмоторакс, легочное кровотечение, гемоторакс, гемоперикард, парадоксальное дыхание, ушиб сердца;
4) диагностировать закрытую травму живота с повреждением паренхиматозных и полых органов;
5) диагностировать повреждения почек и мочевого пузыря;
6) оказать первую медицинскую и первую врачебную помощь при травме тканей, головы, груди, живота с повреждением органов, расположенных в них;
7) адекватно вести себя по отношению к больному и его родственникам в случае развития в процессе оказания помощи тяжелых осложнений, сопутствующих травме.
III. Учебно-целевые задачи.
На основании приобретенных теоретических знаний задачами практического занятия является НАУЧИТЬСЯ:
1) правильно оценивать жалобы пострадавшего, собирать анамнез травмы;
2) обследовать пострадавших с повреждением головы, груди, живота;
3) определять по рентгенограммам наличие перелома костей свода черепа, ребер, пневмоторакса, гемоторакса, свободного газа в брюшной полости, разрыва мочевого пузыря;
4) удалять мокроту из верхних дыхательных путей у пострадавшего без сознания с закрытой черепно-мозговой травмой;
5) пунктировать плевральную полость при пневмотораксе и гемотораксе.
4.1. Цели самоподготовки.
В результате самостоятельного изучения литературы Вы должны ЗНАТЬ:
1) анатомию головы, груди, живота и забрюшинного пространства;
2) виды закрытой черепно-мозговой травмы, клинические проявления ее, оказание первой медицинской помощи и методы лечения пострадавших;
3) виды закрытой травмы груди и повреждений органов, расположенных в ней, клинические проявления этих повреждений (симптомы травматической асфиксии, простого и клапанного пневмоторакса, подкожной и медиастинальной эмфиземы, гемоторакса, кровохарканья и легочного кровотечения, парадоксального дыхания, ушиба сердца, гемоперикарда), а также определять специальные методы диагностики;
4) объем оказания первой медицинской и первой врачебной помощи при закрытых повреждениях грудной клетки и определить метод лечения;
1) а) технику пункции плевральной полости при гемотораксе и пневмотораксе;
2) б) технику пассивного дренажа плевральной полости по Бюлау
5) виды повреждений при закрытой травме живота, симптомы повреждений полых и паренхиматозных органов, специальные методы диагностики повреждений внутренних органов;
6) объем оказания первой медицинской и первой врачебной помощи при травме живота и определить лечебную тактику;
7) симптомы повреждения забрюшинных органов (полых, паренхиматозных), объем оказания первой помощи и выбрать лечебную тактику.
4.2. Организация самоподготовки.
Самоподготовка является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяющим фактором его эффективности.
Чтобы подготовиться к занятию:
1) уясните цель самоподготовки;
2) пользуясь своими конспектами вспомните содержание лекций “Кровотечения” и “Закрытые повреждения головы, груди, живота и органов, расположенных в них”, читаемых на кафедре общей хирургии;
3) повторите технику спиральной и окклюзионной повязок на грудную клетку, закрепляющих повязок на голову;
4) вспомните технику проведения и интерпретацию пробы Рувилуа-Грегуара
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.