Выбор Корпоративных Информационных Систем: вчера, сегодня, завтра. Этапы развития рынка. Анализ рынка КИС, страница 6

Итак, существующие методы выбора КИС сегодня не являются эффективными, так как носят очень субъективный характер и не имеют отлаженных механизмов. Кроме того, риски, связанные с приобретением КИС, не соответствующей потребностям предприятия очень велики. Рекомендации специалистов в этой области хоть и основаны на большом практическом опыте, носят чисто теоретический характер и не могут повысить степень объективности выбора системы. Таким образом, необходимость практических методов выбора КИС, позволяющих сделать этот выбор действительно объективным и снизить риски, стоимость и время выбора, действительно существует. Разрабатываемая мной методика как раз имеет своей целью решение всех этих проблем, т.е. повышение объективности, снижения рисков, стоимости и времени выбора КИС.

Каким образом это сделать? Суть разрабатываемого метода состоит в сравнении бизнес-логики, заложенной в КИС и бизнес-процессов самого предприятия, которое выбирает систему. Причем это сравнение представляет собой автоматизированный процесс, а не оценки экспертов. Объектами сравнения являются с одной стороны – база знаний о бизнес-логике КИС, а с другой – база знаний о бизнес-процессах предприятия. Обе эти базы знаний формируются с помощью какого-то средства формального описания (BPWin, ARIS, UML и т.п.).

Эта методология предполагает следующий порядок действий. На основании данных рынка ИТ о различных корпоративных информационных системах по определенной методике формируется база знаний о бизнес-логике, заложенной в КИС. Данная база знаний представляет собой набор различных типов моделей формализующих информацию о корпоративных информационных системах и необходимых для полного и понятного описания корпоративной информационной системы. Она включает в себя информацию о функционале, структуре, технологических особенностях, основных принципах, поддерживаемых стандартах и требованиях системы, ее разработчике. А также особенности ценовой политики, способах и методиках внедрения, о получаемых эффектах от использования данной системы и многое другое. Подобная база знаний создается и для информации о фирме-заказчике, о его предпочтениях, задачах, критериях, бизнес-процессов его деятельности. Эта информация также представляется в виде различных типов моделей.

Имея такие базы знаний о фирме-заказчике и о существующих корпоративных информационных системах, проводится их анализ, который включает поиск наиболее соответствующих критериям заказчикам систем и сравнение бизнес-процессов, реализованных в той или иной системе и бизнес-процессов самого предприятия. Эти операции осуществляются с помощью специальных алгоритмов.

Результатом такого анализа являются обоснованные рекомендации по выбору той или иной системы, которую по объективным данным эффективно использовать именно этому предприятию. Кроме того, заказчику предоставляется информация о степени «закрытия» бизнес-процессов предприятия функционалом системы, информация о самой системе, и многое другое. Более подробная информация о разрабатываемой методике будет опубликована в следующей статье.

Анализ рынка КИС и существующих подходов к выбору этих систем показал, что сегодня в процессе выбора, а затем и внедрения КИС, пользователи сталкиваются с большим количеством проблем и вопросов. Способы их решения имеющиеся сегодня имеют большую степень субъективизма, а самое главное не имеют четких механизмов и рекомендаций по выбору КИС с учетом непосредственно бизнес-процессов предприятия. Предлагаемая методика выбора КИС представляет комплексное решение проблемы выбора, формируемое на основании базы знаний о КИС, предлагаемых на рынке ИТ и базы знаний о требованиях, предъявляемых Заказчиком к потенциальной системе, бизнес-процессах предприятия и особенностях функционирования с помощью специально разработанной программы анализа.