Выбор Корпоративных Информационных Систем: вчера, сегодня, завтра. Этапы развития рынка. Анализ рынка КИС

Страницы работы

Содержание работы

Выбор Корпоративных Информационных Систем: Вчера, Сегодня, Завтра

В процессе работ по продвижению и внедрению корпоративных информационных систем нередко сталкиваешься с ситуациями, которые явно вызывают недоразумение. Например, почему крупные металлургические предприятия, выбирая ERP-систему, останавливают свой выбор на системе «1С «Предприятие»; почему одни крупные нефтяные компании отдают предпочтения серьезным, проработанным системам, типа R3, а другие – молодым, недостаточно отработанным и «сырым» системам, типа Парус-Корпорация. Почему предприятия после полугода переговоров с представителями местного центра внедрения одной системы, вдруг, резко заключают договор с поставщиком системы, о которой до этого никто в регионе не слышал, а ближайшие специалисты по которой находятся в Москве и привлечение их не сопоставимо с ценами местных внедренцев.

Почему же имеют место такие парадоксы, каким образом предприятия приходят к тому или иному решению в процессе выбора корпоративной информационной системы, что лежит в основе их методов и способов? В поисках ответов на данные вопросы автор статьи делает попытку проанализировать прошлое, настоящее и будущее рынка информационных технологий в части корпоративных информационных систем и соответствующих способов и методов выбора этих систем.

1. Этапы развития рынка. Историю развития рынка КИС можно разделить на несколько этапов.

Появляются первые отечественные разработки, а также решения ряда зарубежных компаний, которые позиционировали себя как производители корпоративных систем управления предприятием. Продукты российских софтверных компаний в этот период нельзя было отнести к классу систем корпоративного управления. Как правило, они представляли собой системы, автоматизирующие бухгалтерский учет, а также складские операции. В то время как системы западных производителей решали уже комплекс задач учета, как бухгалтерского и оперативного.

Что касается самих потребителей, то потенциальные заказчики не отличались большими знаниями в области информационных технологий (ИТ). Это с одной стороны облегчало задачу продвижения систем корпоративного управления. Это происходило из-за того, что даже просто декларирование функциональных возможностей систем оказывало достаточно большой эффект на потребителя. Кроме того, понятия проект внедрения, пуско-наладочные работы, реорганизация бизнес-процессов, которые в настоящее время довольно серьезно засели в наших головах, в то время только входили в обиход в области ИТ. С другой же стороны, безграмотность в области ИТ, опасения и консерватизм руководителей предприятий, многие из которых в тот период являлись людьми еще «советской» закалки и не торопились принимать новые методы управления, все это создавало серьезные препятствия и тормозило продвижение систем корпоративного управления.

Отсутствие понимания и достаточной информации именно о комплексном подходе к управлению, который пропагандируют КИС, привели к тому, в данный период предпочтения отдавались системам автоматизации бухгалтерского учета, предложение которых не только доминировало на рынке ИТ в тот период, но и было более доступно, чем КИС зарубежных производителей.

К середине 90-х уже достаточно большое число предприятий приобрело и использовало в своей деятельности системы автоматизации бухгалтерского учета. Причем, как правило, контакт производителя подобного программного обеспечения (ПО) и заказчика ограничивался непосредственно фактом продажи «коробки» продукта, обучения работе с системой в течение нескольких часов, технического сопровождения и горячей линии. С одной стороны, большой необходимости в проведении серьезных проектов как бы и не было, так как, во-первых, сам бухгалтерский учет полностью формализован, хотя и претерпевает постоянные изменения, во-вторых, эта формализация носит централизованный характер, причем ее осуществляет и контролирует государство, и в связи с этим все ПО, автоматизирующие этот вид учета, в принципе не сильно отличались. И для того, чтобы его использовать достаточно было просто научится работать с соответствующим программным продуктом. Но с другой стороны отсутствие проектов внедрения даже таких систем приводило к тому, что, как правило, автоматизировался просто тот бардак, который существовал на предприятии. Речи об оптимизации внутренних бизнес-процессов, хотя бы связанных только с бухгалтерским учетом не было. В результате чего, в большинстве случаев данные программные средства не служили повышению ни эффективности ведения бухгалтерского учета, ни управления предприятием в целом. Данное ПО стало инструментом для автоматического пересчета больших массивов данных и формирования форм бухгалтерской отчетности. Но, тем не менее, нужно отметить, что даже такое использование ИТ оказало большой эффект. Основная часть его заключалась в том, что люди стали привыкать к использованию ИТ и уровень доверия к результатам работы систем рос. В связи с этим появились тенденции на то, чтобы перекладывать на системы все больший функционал, особенно связанный с рутинной работой.

Похожие материалы

Информация о работе