Выбор Корпоративных Информационных Систем: вчера, сегодня, завтра. Этапы развития рынка. Анализ рынка КИС, страница 5

Хотелось бы обратить внимание читателя на последний пункт. В данный период и по сегодняшний день все больше предприятий, создавая систему управления предприятием, стремятся формальным образом описать свою деятельность. И при этом используют соответствующие ИТ моделирования бизнес-процессов и структур. Причем результаты этого моделирования используются, в том числе и для объективного и более точного определения критериев, на основе которых предприятие осуществляет выбор КИС.

Сами методы выбора в основном не изменились по сравнению с предыдущим периодом. Все также предприятия полагаются на самостоятельный анализ рынка КИС и на проведение тендеров. Но необходимо отметить, что в связи с развитием рынка консалтинговых услуг у предприятий появилась возможность воспользоваться услугами сторонних организаций в процессе выбора КИС. Это услуги, начиная просто от анализа рынка КИС и заканчивая всем комплексом работ по выбору системы.

Таким образом, развивался рынок КИС в России по настоящий момент и продолжает свое развитие. Что касается основных тенденций его дальнейшего развития, то здесь можно предположить, что в ближайшие несколько лет основная конкурентная борьба будет происходить между КИС для предприятий среднего бизнеса. За последние несколько лет на российский рынок вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, которые ориентированы на поставку решений для предприятий среднего бизнеса. В этот же период многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих КИС, что также позволило им выйти на рынок компаний среднего бизнеса. Кроме того, на лицо тенденция к использованию в качестве КИС не отдельного готового решения какого-то одного поставщика ПО, а интеграция модулей КИС различных производителей.

Что касается существующих в настоящий момент методов выбора КИС, то трудно говорить как об их объективности, так и эффективности. Так самостоятельно проводимый анализ рынка КИС как правило основывается на информации в средствах массовой информации (СМИ) и Интернете, а также от поставщиков КИС. Но информация в СМИ носит общий характер и дает полной информации о том, каким образом те или иные бизнес-процессы реализованы в конкретной системе. В результате чего анализу подвержены лишь перечисление функциональных возможностей систем, но не непосредственная их реализация. Очень редко выбор, основанный на таком анализе, приводил к желаемому результату.

Услуги консалтинговых фирм также нельзя отнести к объективным, так как в основном они связаны с несколькими поставщиками КИС и дают соответствующие рекомендации по выбору. Если же даже подобных связей между консалтинговыми фирмами и поставщиками КИС нет, то и в этом случае выбор не является достаточно объективным, так как из достаточно большого предложения на рынке КИС в качестве претендентов рассматриваются те системы, марки которых наиболее раскручены.

Конечно, сегодня существует ряд статей ведущих специалистов в области внедрения КИС, которые предлагают те или иные рекомендации по выбору КИС. Несомненно, все эти рекомендации основаны на многолетнем опыте работы и учитывать их необходимо. Но, как правило, эти рекомендации касаются критериев выбора и не дают каких-либо практических рекомендаций о том, а как же собственно выбрать систему и не ошибиться с выбором. Те методы, которые сегодня предлагают различные специалисты в области КИС, подразумевают сравнение систем по тем или иным критериям, используя те или иные системы отсчета. А такие подходы не дают объективной оценки, так как имеют в своей основе экспертные оценки функциональных и технических возможностей тех или иных систем. Причем в роли экспертов выступают специалисты самого предприятия.