Основы философской техники интерпретации (толкования) слов и выражений

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

КОНТРОЛЬНАЯ №2

Основы философской техники

Анализ философских текстов всегда предполагает определенные трудности. Они связаны с тем, что их авторы носители другого языка. Язык в свою очередь всегда дублирует окружающую человека действительность: ландшафтные особенности, пространство, социальные обстоятельства. Мы думаем на определенном языке. Устаревший взгляд на процесс мышления – что мысль первична ее языковому выражению – должен быть отброшен. Мы думаем на языке. Социальный уровень языка как раз и означает, что социальная общность находится в едином смысловом, языковом и символическом информационном поле, где слова употребляются в сходных значениях, что позволяет людям понимать друг друга. Более того, социальный уровень языка предшествует индивидуальному, а не наоборот. Ребенок с рождения помещается в это информационное поле. Он сначала осваивает технику говорения (этот процесс свидетельствует о древнем, изначальном единстве тела и языка), учится произносить слова, а затем начинает понимать и осознавать смысл произносимого. Носитель того или иного языка (русского, английского, японского) – это носитель определенной картины мира. Он не только говорит, но и живет в соответствующем ритме и смысле («ведет» себя по-русски, по-английски, по-японски). В языке проявляет себя конкретный способ жизни, ценности, поведенческие реакции, общие для той или иной культуры. Этот способ жизни производен от того горизонта, в котором живет человечество. Человечество образует сообщество. То есть кроме социального слоя языка в нем скрыто присутствует бытийный контекст – это контекст изначальных значений слов. Несмотря на то, что мы не можем достигнуть абсолютного понимания носителя другого языка (другой ритм, окружающие вещи, обстоятельства) и его картины мира, все-таки существует возможность перевода, понимания. Контекстом языка как такового является мир в целом. То есть разные языки, разные контексты, так или иначе, относятся к миру в целом. Соотносимы друг с другом: есть сходные значения, сходные строения слов, похожие корни (пример). Можно утверждать, что практически все наши слова, во всех языках восходят к ключевым пространственным аспектам мира: земля, вода, воздух, небо. Мы все живем на Земле. Они единый горизонт всех смысловых вариаций наших слов. Можно попытаться раскрыть этот всеобщий смысловой горизонт употребления языка. В этом ключе следует понимать знаменитое высказывания немецкого философа 20 столетия М. Хайдеггера о том, что «язык дом бытия».

Философская техника интерпретации (толкования) слов и выражений предполагает алгоритм: 1. Вычленение обиходного, распространенного значения слова 2. Подборку синонимов 3. Выявление контекстов употребления этого слова и фиксирование инварианта (сохраняющегося общего для всех ситуаций применения слова значения 4. Выделения корня слова и подборка однокоренных слов 5. Сравнение обиходного значения, инварианта и корня слова. Известно, что основную смысловую нагрузку в слове несут на себе гласные. Сами согласные в сходных словах варьируются (например, слово тело от слово целое – т переходит в ц, человек – от слова тело, т переходит в ч).

П Р И М Е Р

 Разберем слово «сложный». В качестве объекта этого прилагательного поставим слово человек. Действительно, мы часто употребляем выражение «сложный человек». Проанализируем это высказывание: 1. Сложным для нас является то, что мы не понимаем, то, что скрыто, не ясно, не очевидно 2. Сложный человек: трудный, не простой, скрытный, замкнутый 3. Сложным мы называем человека, когда с ним трудно общаться, находить взаимопонимание, принимать совместное решение 4. Корнем слова «сложный» является лож. Так как мы уже знаем о варьировании гласных и перетекании согласных можно подобрать однокоренные слова, которые уже кое-что прояснят: ложный, сложенный, лежать, легко, лечь, литься. Приставка «с» придает слову смысл соединения и законченности, что и позволяет привлекать сюда слово сложенный. Мы имеем теперь 2. смысловых оттенка: 1. Ложный 2. Сложенный. Чтобы анализ был полным нужно соотнести эти оттенки с привлечением конкретной ситуации общения с таким человеком. Это значит ответить на вопрос: в каком смысле тот к кому мы относим наименование «сложный человек» является а) «ложным» б) «сложенным». Вспоминаем: сложный человек тот с кем трудно общаться. С человеком трудно общаться, когда он что-то не договаривает, а иногда и вовсе молчит (замкнутость). Тишина (также как и темнота) характеризуется непредсказуемостью (в мифологии тишина ассоциируется с потусторонним миром – отсюда наши фразы «тихо как в могиле», «тишина и покой» и «покойник», «зловещая тишина»). Непредсказуемость всегда пугает: не ясно как поведет себя человек в той или иной ситуации. И действительно мы можем наблюдать, что тот кого мы называем сложным явно не отличается стабильностью в своих проявлениях. В сходных ситуациях он может демонстрировать очень разные, а порой и полярные стили поведения. Это говорит о его некоторой «ложности». Сама по себе скрытность говорит о не желании показывать что-то в своей личности. А значит вместо этого «что-то» показывается – нечто другое (ложь). Но причем здесь «сложенность». Если в поведении человека присутствует момент постоянной изменчивости – это означает присутствие в структуре его личности элементов, которые друг с другом не согласуются, находятся в противоречии. Они «сложены» хаотично и не образуют системной связности. Такое бывает с людьми, чей предшествующий и детский опыт взаимодействия с людьми не отличался стабильность. Из-за этого «складывается» такой тип характера, составляющими которого выступают замкнутость, быстрая смена настроения, молчаливость и т.д.

Задание: проведите анализ слов. В словах для анализа обозначены цифрами части, которые должны быть учтены при толковании. В скобках указана несущественная для анализа часть слова.

СЛОВА для анализа

1         2      3

Пред-рас-суд(ок)

   1

Цел(оваться)

   1      2

Рас-сеян(ность)

   1     2       3      

Со-средо-точ(енность)

    1      2

Пре-образ(ование)

   1      2   

Рас-стро(енность)

   1       2  

От-ношение

 1     2

Ис-цел(ение)

  1     2

Об-стоят(ельства)

Похожие материалы

Информация о работе