3.13. Новейшие тенденции в менеджменте
Процессы глобализации оказали огромное влияние на деятельность многих компаний. Конкуренция со стороны зарубежных производителей привела к резкому повышению стандартов качества, эффективности производства, снижению уровня издержек, увеличению скорости реакции на внешние изменения.
Новейшие исторические тенденции в менеджменте связаны с изменением управленческой парадигмы
Изменение ключевых факторов организационной жизни
Фактор |
XX век |
XXI век |
Технологии |
Механистические |
Электронные |
Культура |
Стабильной рациональности, порядка |
Изменений, креативности, гибкости |
Иерархия |
Вертикальная |
Горизонтальная |
Власть/контроль |
Высшего менеджмента |
Широко распределенные |
Лидерство |
Автократическое |
Преобразующее |
Рабочая сила |
Однородная |
Многообразие культур |
Выполнение рабочих заданий |
Индивидуальное |
Командное |
Рынки |
Локальные |
Глобальные |
Фокус внимания |
Прибыль |
Потребитель |
Ресурсы |
Капитал |
Информация |
Качество |
По возможности |
Без исключения |
Глобализация предполагает постоянные инновации и повышение уровня обслуживания потребителей, сокращение времени разработки новых продуктов и повышение качества. Глобализация требует новых подходов к управлению, наделение работников властью, их вовлечение в процесс принятия решений.
1) Глобальная экономика - одна из причин разработки и внедрения управления тотальным качеством (УТК).
УТК включает в себя методы менеджмента, направленные на предоставление потребителям возможности приобретать наиболее качественные продукты. Качество в системе УТК рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками компании. Таким образом, контроль качества становится частью повседневных обязанностей каждого сотрудника.
Основной путь улучшений — это совершенствование всей системы или процесса за счет эффективного менеджмента.
По мере развития процесса улучшения ответственность за повышение качества все в большей степени смещается в сферу компетенции руководства.
К основным формам УТК относятся: кружки качества; наделение властью — делегирование полномочий сотрудникам, поставщикам и потребителям; контрольные сравнения (бенчмаркинг); привлечение внешних источников (аутсорсинг); власть потребителя. К позитивным факторам, влияющим на успех УТК, относятся:
• высокие требования к профессионализму;
• обогащение процесса труда и мотивации;
• совершенствование навыка решения проблем;
• командные формы труда;
• основная ценность организационной культуры — совершенство во всем. К отрицательным моментам, связанным с внедрением систем УТК, многие специалисты в области управления качеством относят:
• завышенные ожидания менеджмента;
• негативное восприятие менеджерами «уменьшения» объема полномочий;
• неудовлетворенность рабочих различными аспектами организационной жизни;
• настрой менеджмента на радикальные преобразования.
2) Обучающаяся организация — это система теоретических воззрений на будущее организации, это организация XXI века.
Внимание к качеству и постоянные усовершенствования — неотъемлемые черты обучающейся организации. Кроме этих характеристик обучающейся организации присущи:
• стремление к развитию позитивной эгалитарной культуры;
• децентрализация власти, наделение полномочиями сотрудников; самоуправление и участие в принятии решений;
• отказ от вертикальной организационной структуры, отделяющей рабочих от менеджеров; командные формы труда; специальные рабочие группы, имеющие статус автономных центров прибыли; незначительный штат управленцев;
• свободный обмен информацией, «открытый» менеджмент, использование новейших коммуникационных технологий;
• участие работников, непосредственно взаимодействующих с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными группами, в разработке стратегии
Эти характеристики позволяют организации непрерывно усваивать новые знания как на уровне отдельных работников, так и на уровне компании в целом, добиваясь непрерывных улучшений и качественной работы.
Первая стадия - традиционная иерархия, в которой менеджмент контролирует все процессы организационной деятельности, разработку и организацию стратегии. На второй стадии развития организаций высшие менеджеры делегируют сотрудникам полномочия относительно производственного процесса, на третьей стадии происходит процесс перехода от традиционных компаний к обучающейся организации, в которой увеличивается объем коллективного «разума» и сотрудники принимают участие в решении всех организационных проблем, включая разработку стратегии.
Переход к обучающейся организации требует наличия в ней общего видения, общей для всей картины будущего. Если таковое имеется, то люди учатся и приобретают необходимые качества не потому, что им так велели, а потому, что им этого хочется. Учиться нужно постоянно. Вся жизнь уходит на развитие мастерства, и нельзя достичь предела
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.