Новейшие тенденции в менеджменте

Страницы работы

Содержание работы

 3.13. Новейшие тенденции в менеджменте

Процессы глобализации оказали огромное влияние на деятельность многих компаний. Конкуренция со стороны зарубежных производителей привела к резкому повышению стандартов качества, эффективности производства, снижению уровня издержек, увеличению скорости реакции на внешние изменения.

Новейшие исторические тенденции в менеджменте связаны с изменением управленческой парадигмы

Изменение ключевых факторов организационной жизни

Фактор

XX век

XXI век

Технологии

Механистические

Электронные

Культура

Стабильной   рациональности, порядка

Изменений, креативности, гибкости

Иерархия

Вертикальная

Горизонтальная

Власть/контроль

Высшего менеджмента

Широко распределенные

Лидерство

Автократическое

Преобразующее

Рабочая сила

Однородная

Многообразие культур

Выполнение рабочих заданий

Индивидуальное

Командное

Рынки

Локальные

Глобальные

Фокус внимания

Прибыль

Потребитель

Ресурсы

Капитал

Информация

Качество

По возможности

Без исключения

Глобализация предполагает постоянные инновации и повышение уровня обслуживания потребителей, сокращение времени разработки новых продуктов и повышение качества. Глобализация требует новых подходов к управлению, наделение работников властью, их вовлечение в процесс принятия решений.

1) Глобальная экономика - одна из причин разработки и внедрения управления тотальным качеством (УТК).

УТК включает в себя методы менеджмента, направленные на предоставление потребителям возможности приобретать наиболее качественные продукты. Качество в системе УТК рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками компании. Таким образом, контроль качества становится частью повседневных обязанностей каждого сотрудника.

Основной путь улучшений — это совершенствование всей системы или процесса за счет эффективного менеджмента.

По мере развития процесса улучшения ответственность за повышение качества все в большей степени смещается в сферу компетенции руководства.

К  основным   формам  УТК  относятся:   кружки качества;  наделение властью    —    делегирование    полномочий    сотрудникам,    поставщикам    и потребителям; контрольные сравнения (бенчмаркинг); привлечение внешних источников (аутсорсинг); власть потребителя. К позитивным факторам, влияющим на успех УТК, относятся:

•   высокие требования к профессионализму;

•    обогащение процесса труда и мотивации;

•    совершенствование навыка решения проблем;

•    командные формы труда;

•    основная ценность организационной культуры — совершенство во всем. К отрицательным моментам, связанным с внедрением систем УТК, многие специалисты в области управления качеством относят:

•    завышенные ожидания менеджмента;

•    негативное восприятие менеджерами «уменьшения» объема полномочий;

•    неудовлетворенность рабочих различными аспектами организационной жизни;

•    настрой менеджмента на радикальные преобразования.

2) Обучающаяся организация — это система теоретических воззрений на будущее организации, это организация XXI века.

Внимание к качеству и постоянные усовершенствования — неотъемлемые черты обучающейся организации. Кроме этих характеристик обучающейся организации присущи:

•    стремление к развитию позитивной эгалитарной культуры;

•   децентрализация     власти,     наделение     полномочиями     сотрудников; самоуправление и участие в принятии решений;

•    отказ от вертикальной организационной структуры, отделяющей рабочих от менеджеров; командные формы труда; специальные рабочие группы, имеющие статус автономных центров прибыли; незначительный штат управленцев;

•    свободный обмен информацией, «открытый» менеджмент, использование новейших коммуникационных технологий;

•   участие      работников,      непосредственно      взаимодействующих      с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными группами, в разработке стратегии

Эти характеристики позволяют организации непрерывно усваивать новые знания как на уровне отдельных работников, так и на уровне компании в целом, добиваясь непрерывных улучшений и качественной работы.

Первая стадия - традиционная иерархия, в которой менеджмент контролирует все процессы организационной деятельности, разработку и организацию стратегии. На второй стадии развития организаций высшие менеджеры делегируют сотрудникам полномочия относительно производственного процесса, на третьей стадии происходит процесс перехода от традиционных компаний к обучающейся организации, в которой увеличивается объем коллективного «разума» и сотрудники принимают участие в решении всех организационных проблем, включая разработку стратегии.

Переход к обучающейся организации требует наличия в ней общего видения, общей для всей картины будущего. Если таковое имеется, то люди учатся и приобретают необходимые качества не потому, что им так велели, а потому, что им этого хочется. Учиться нужно постоянно. Вся жизнь уходит на развитие мастерства, и нельзя достичь предела


Похожие материалы

Информация о работе