13,3 Миссия организации и система хозяйственных целей
Миссия организации – это глобальная цель ее перспективного развития, объясняющая необходимость существования организации во внешней среде (на рынке, в обществе).
Требования к формулировке миссии:
1) В основе миссии должна лежать потребность общества, а не номенклатура выпускаемой продукции или перечень потребителей продукции;
2) Формулировка миссии должна содержать сведения о конкурентных преимуществах организации;
3) Миссия организации формулируется в удобной и понятной для восприятия форме;
4) Для малых предприятий миссия формулируется более конкретно, чем для крупных;
5) Миссия периодически (один раз в 3-5 лет) уточняется и пересматривается.
Роли миссии:
1) Миссия является основным критерием выбора направлений развития организации (определяет конкурентоспособную нишу);
2) Миссия обеспечивает единство и согласованность целей подразделений организации (подчиненность частных целей общей миссии, исключение противоречивых целей);
3) Миссия служит фактором мотивации работников (моральные стимулы престижа организации, чувство причастности).
Несмотря на важность миссии как главенствующего планового элемента, ее качественная формулировка не позволяет использовать миссию как основу разработки конкретных программ и проектов. Поэтому миссия дополняется количественной системой хозяйственных целей. Рассматривая предприятие во внешней среде, укрупненно можно выделить шесть основных блоков (направлений) постановки целей:
1) Приобретать ресурсы;
2) Выпускать продукцию;
3) Удовлетворять потребности клиентов;
4) Экономично использовать ресурсы;
5) Развивать организацию;
6) Действовать рационально.
Общий алгоритм разработки системы хозяйственных целей: 1) По каждому блоку выбирается не менее одного показателя; 2) Определяется числовое значение показателя, устанавливаются сроки его достижения; 3) Проверка целей на логическую совместимость; 4)Ранжирование показателей по их важности для перспектив развития предприятия; 5) Удаление наименее важных из противоречивых целей; 6) Построение системы хозяйственных целей.
Требования к формулировке хозяйственных целей: 1) Комплексность; 2) Иерархичность и непротиворечивость; 3) Достижимость и напряженность целей.
Методы постановки целей
Метод Дельфи представляет собой организованную экспертную оценку желаемого будущего состояния организации.
Этапы работы:
1) Методом мозгового штурма группа экспертов (не менее 10 человек) из числа сотрудников предприятия определяет возможные цели развития предприятия;
2) Каждый эксперт самостоятельно выбирает 8 целей и ранжирует их по 8-бальной шкале;
3) На основе частных экспертных оценок составляется ранжированная система целей;
4) Обсуждение результатов;
5) После обсуждения работа продолжается с этапа 2 до полного совпадения экспертных оценок (в идеале) или прекращается по решению руководителя организации.
Достоинства метода: простота, в итоге получаем комплексную согласованную систему целей. Недостатки: зависимость результатов от состава и квалификации экспертов (субъективность оценки), приоритетный учет внутренних факторов влияния.
Метод "по запросам клиентов" базируется на понятии "клиент организации". Клиенты организации – отдельные юридические или физические лица или группы лиц, претендующие на результаты работы организации или влияющие на ее условия хозяйствования.
Этапы работы:
1) Составляется перечень клиентов и качественно определяются их запросы. Клиенты – акционеры, покупатели, поставщики, персонал, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, государственные учреждения, местные круги;
2) Объединение клиентов по однородности запросов и их ранжирование по степени важности для организации, в итоге остается 2-3 группы первоочередных по важности клиентов;
3) Определение количественного выражения запросов, здесь возможны 3 метода: прямой способ (различные социологические исследования), метод аналогий (достоверный аналог найти трудно), сравнение через косвенные показатели (например, текучесть кадров);
4) Ранжирование запросов по важности и удаление наименее значимых из противоречивых запросов.
Достоинства метода в том, что при его использовании учитываются факторы внешнего влияния и он более объективен, недостатки – сложность, полученная система целей не является полной, ее необходимо расширять за счет целей внутренних блоков.
13,4 Виды и этапы разработки стратегий. Стратегическая зона хозяйствования
Стратегия – это общее направление действий по достижению поставленных целей.
Классификация стратегий.
По уровню управления:
1) Общекорпоративная стратегия (стратегия развития организации),
2) Деловая (конкурентная) стратегия – это стратегия действий в выбранной предметной и рыночной области, например, стратегия роста или сворачивания,
3) Функциональная стратегия – стратегия конкретной функциональной области деятельности (например, стратегия маркетинга, стратегия НИОКР, финансов).
По характеру стратегии:
1) Наступательная,
2) Защитная,
3) Поглощающая.
Этапы разработки стратегии:
1. Анализ внешней среды с целью определения угроз и возможностей
a) оценка политической обстановки
b) макроэкономическая обстановка
c) реакция конкурентов (существующих и потенциальных)
d) научно-технический прогресс
e) социокультурные факторы
2. Анализ внутренней среды
a) доля рынка, занимаемая организацией
b) финансовое положение
c) эффективность производственного процесса (зависимость от поставщиков и подрядчиков)
d) кадры организации – квалификация и стабильность
e) репутация организации (качество, продвинутость торговой марки)
Цель внутреннего анализа – определение сильных и слабых сторон организации и ключевых факторов успеха.
3. Разработка стратегических альтернатив
a) составление матрицы свот-анализа по предприятию, по каждому продукту,
b) анализ входных и выходных барьеров
Входные барьеры: 1) Большая потребность в первоначальном капитале; 2) Повышенные издержки перепрофилизации; 3) Сложившаяся репутация фирмы; 4) Выгодное месторасположение и поддержка местных кругов.
Выходные барьеры: 1) Повышенные издержки на прекращение деятельности; 2) Нежелание утратить престиж
4. Укрупненная оценка конкурентных стратегий
5. Доводка стратегий
Стратегическая зона хозяйствования – отдельный сегмент рынка или внешнего окружения, обслуживаемый определенной технологией.
Основные положения теории стратегических зон хозяйствования:
1. Любой рынок или сегмент рынка количественно ограничен и перспективы спроса на конкретный товар зависят от стадии жизненного цикла. Для каждой технологии также существуют жизненные циклы ее существования. Общая перспектива спроса складывается из стадии спроса на товар и технологию.
2. Вложения в технологию обладают значительной инерционностью, насыщение рынка определенным товаром заставляет искать другие рынки (сегменты), обслуживаемые этой же технологией.
Общее число выделенных для оценки СХЗ для среднего предприятия примерно составляет 30 единиц. После ранжирования их число должно уменьшится до 5-10 наиболее привлекательных зон хозяйствования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.