Структура стратегий предприятия и факторы ее определяющие. Типы стратегии в соответствии с уровнем стратегического управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 11. Структура стратегий предприятия и факторы ее определяющие.

1.  Типы стратегии в соответствии с уровнем стратегического управления.

2.  Стратегообразующие факторы и их характеристика.

3.  Технология разработки стратегии.

1

В диверсифицированных компаниях с несколькими направлениями бизнеса можно выделить четыре уровня стратегических менеджеров:

Первый уровень: глава компании и топ-менеджеры корпоративного уровня, несущие главную ответственность за ключевые стратегические решения, влияющие на организацию в целом и на каждое направление ее бизнеса;

Второй уровень: менеджеры производственных подразделений, которым принадлежит ведущая роль в разработке и реализации стратегических планов для этих единиц;

Третий уровень: менеджеры функциональных единиц (производство, маркетинг и сбыт, финансы, НИОКР, кадры), выполняющие в рамках своих полномочий стратегические действия, которые укрепляют стратегию подразделения;

Четвертый уровень: линейные менеджеры (на предприятиях, в региональных отделах продаж, местных представительствах), отвечающие за привязку стратегических планов к своей сфере и за реализацию своей части общего стратегического плана.

Однопрофильным компаниям достаточно трех уровней – корпоративный, функциональный и линейный менеджмент. В компаниях с небольшим объемом деятельности (чаще всего находящихся в частной собственности) разработкой и реализацией стратегии занимается один или два стратегических менеджера.

Каждому уровню стратегического управления соответствует определенная стратегия. Различают следующие типы стратегий:

1)  корпоративная (стратегия для всей компании);

2)  деловая или бизнес-стратегия (для каждого направления деятельности компании);

3)  функциональная (для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности);

4)  операционная (более узкая стратегия для основных структурных единиц внутри функциональных единиц: заводов, местных и региональных отделов продаж, отделов).

Корпоративная стратегия – это общий план управления диверсифицированной компанией, описывающий пути достижения желаемых позиций в различных отраслях бизнеса и подходы к управлению отдельными подразделениями.

В корпоративной стратегии должны присутствовать четыре основных направления:

1) Освоение и укрепление позиций в новых отраслях. Этот элемент корпоративной стратегии определяет масштаб (узкая или широкая – в зависимости от числа отраслей) и характер (родственная, неродственная, комбинированная) диверсификации.

2) Повышение производительности всех подразделений. Данное направление заключается в обеспечении роста самых перспективных подразделений и устойчивого функционирования остальных, в оздоровлении убыточных, но перспективных подразделений и в отделении непривлекательных или не соответствующих долгосрочным планам.

3) Превращение элементов межфирменного стратегического соответствия в конкурентное преимущество.

Так, например, диверсификация в отрасли со сходными технологиями, каналами сбыта, покупателями или иными элементами – родственная диверсификация – позволяет использовать выгоды стратегического соответствия, что дает преимущество перед конкурентами, избравшими стратегию неродственной диверсификации.

Например, компания Amazon.com до недавнего времени занимавшаяся электронной торговлей книгами, начала торговлю музыкальными записями и проведение электронных аукционов. Это позволило ей: во-первых, применить уже накопленный опыт в электронной торговле; во-вторых, использовать имеющиеся средства доставки и исполнения заказов (что обеспечило снижение издержек на оба вида товаров – книги и компакт-диски); в-третьих, использовать известный бренд Amazon.com; в-четвертых, создать базу для расширения бизнеса Amazon.com в другие родственные виды деятельности в будущем (например, превращение Amazon.com в электронный супермаркет).

4) Установка инвестиционных приоритетов и перераспределение ресурсов в пользу самых перспективных подразделений.

У разных подразделений разная инвестиционная привлекательность, поэтому ресурсную базу целесообразно перераспределить в пользу подразделений с высокой потенциальной прибыльностью. Именно  поэтому корпоративная стратегия должна предусматривать отказ от хронически убыточных или находящихся в непривлекательных отраслях подразделений, а высвободившиеся при этом средства следует направлять на укрепление перспективных или приобретение новых подразделений.

Бизнес-стратегия – это комплекс мер и подходов для успешного функционирования подразделения с описанием путей достижения стабильной и долгосрочной конкурентной позиции этого подразделения.

Бизнес-стратегия содержит следующие элементы:

1)  Реакция и адаптация к изменениям в отрасли и экономике в целом, в законодательной, политической и иных значимых сферах.

2)  Разработка конкурентной стратегии и рыночной политики, которые

Похожие материалы

Информация о работе