Генезис стратегического управления. Стратегический менеджмент и его место в общей системе управления предприятием. Преимущества стратегического подхода к управлению

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 8. Генезис стратегического управления

1. Стратегический менеджмент и его место в общей системе управления предприятием.

2. Преимущества стратегического подхода к управлению.

3. Предпосылки стратегического управления на предприятиях Республики Беларусь.

1

Если хочешь достичь вершины, ты сам должен

построить лестницу.

Ежегодно в мире открываются сотни тысяч новых компаний и примерно столько же объявляют о своем банкротстве. До пятилетнего рубежа доживают лишь некоторые из них, и только единицы преодолевают десятилетний порог. Происходит так называемый естественный отбор.

Мировая статистика говорит о том, что основными причинами банкротств чаще всего являлись следующие факторы:

•   форс-мажорные обстоятельства – 2%;

•   невыполнение обязательств, обман и т.п. – 6%;

•   недостаток опыта в производстве данной продукции – 9%;

• недостаток управленческого опыта у руководителей и владельцев предприятий – 18%;

•   узкий профессионализм лиц, принимающих решения, – 20%;

• несоответствие системы управления требованиям, диктуемым внешней средой, – 45%.

Таким образом, главное, что определяет успешность делового предприятия в условиях рынка, – это способность его управленцев адаптировать свой бизнес к требованиям «внешней среды».

Основная сложность заключается в том, что внешняя среда бизнеса характеризуется такими признаками как нестабильность и неопределенность.

Чем выше нестабильность и неопределенность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование предприятия.

Признаками нестабильности среды являются:

- привычность изменений (привычные, в пределах опыта, неожиданные);

- темп изменений (медленный, сравнимый с реакцией предприятия, быстрый);

- предсказуемость изменений (по аналогии с прошлым, путем экстраполяции, частично предсказуемая, непредсказуемая).

В этой связи, для оценки степени нестабильности внешней среды определяют наиболее уязвимые направления и условия деятельности предприятия ("узкие места"), после чего для уже выбранных проблемных направлений определяют: уровень привычности и допустимости изменений во внешней среде организации; темп их изменения; предсказуемость, а также пороговое значение индикаторов, превышение которых препятствует нормальному ходу развития и ведет к формированию негативных, разрушительных тенденций.

Помимо нестабильности любой хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Даже обладая достаточными данными о своем настоящем и будущем, он не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование же, являясь способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности, не устраняет, а лишь сокращает неопределенность. Именно поэтому устранить неопределенность в рыночных условиях – значит устранить сам рынок, т.е. разнообразие несовпадающих интересов и действий его субъектов.

Возникновение стратегического менеджмента связано с новыми условиями хозяйствования крупных компаний, которые сложились к началу 60-х годов прошлого столетия. Эти условия определялись:

во-первых, быстрыми изменениями и нестабильностью внешней среды этих компаний;

во-вторых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией и обусловившими производственно-технологические прорывы в будущем;

в-третьих, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции;

в-четвертых, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.

Следует отметить, что на первых этапах индустриального общества, основу которого составляла промышленность, а главными структурами являлись корпорации и фирмы, имея капитал, практически всегда можно было организовать массовое производство какого-либо товара и занять соответствующую нишу на рынке.

С развитием конкуренции, особенно международной, размер капитала уже не гарантирует защиту от провала и банкротства. Для успеха обязательно нужна инновация, так как капитал сам по себе не может автоматически обеспечить появление ноу-хау, необходимых для экономического успеха. С другой стороны, наличие ноу-хау позволяет легко привлечь необходимый капитал даже без наличия собственного.

Именно поэтому в 60-е годы прошлого века назрела необходимость перехода к постиндустриа́льному  о́бществу – обществу, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл преимущественно от производства товаров к производству услуг. Ключевыми производственными ресурсами, в данном случае, являются

Похожие материалы

Информация о работе