Разработчик программы: , преподаватель кафедры международных отношений.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международных отношений.
Протокол №
от «____» _____________ 200…г.
Заведующий кафедрой
______________
Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственного управления.
Протокол №
от «____» _____________ 200…г.
Директор института
_______________ С.
I. Цель и задачи дисциплины: «Конкурентные стратегии на мировых рынках».
1. Курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» предлагает вниманию студентов теоретические основы и практические аспекты конкурентной борьбы на международных рынках.
Целью курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» является изучение студентами экономической сущности и содержания формирования и развития конкурентных стратегий компаний на мировых рынках. Рассматривается сущность конкуренции в рыночной экономике. Раскрываются современные формы конкурентной борьбы на мировом рынке на различных уровнях. Отдельные темы посвящены формированию конкурентных стратегий и их развитию в современных условиях; процессу разработки конкурентной стратегии, изучению базовых стратегии конкуренции; стратегий с учетом специфики отрасли и ситуации и особенности их функционирования в современных условиях. Кроме того, рассматриваются стратегии конкуренции в эпоху глобализации как основной тенденции современного мирохозяйственного развития, а также нашли отражение такие реалии современного мирового хозяйства, как стратегии Internet – экономики.
2. Задачи преподавания дисциплины. В результате изучения курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» студенты овладеют необходимым категориальным аппаратом, смогут анализировать и соотносить с теоретическими концепциями реально происходящие процессы конкурентной борьбы, а также решать практические задачи по развитию и повышению конкурентоспособности белорусских предприятий на мировых рынках.
После изучения курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» студенты должны
знать:
§ ключевые понятия, теоретические основы конкуренции,
§ о логической структуре курса, месте каждой темы и раздела, их относительную значимость и логические связи между ними;
§ теоретические основы международной конкуренции, сущность, формы и методы международной конкурентной борьбы;
§ закономерности формирования и этапы разработки конкурентной стратегии;
§ экономическое содержание основных конкурентных стратегий на мировых рынках;
уметь характеризовать:
§ базовые стратегии конкуренции;
§ стратегии и конкурентные преимущества однопрофильной и диверсифицированной компаний;
§ конкурентные стратегии и их осуществимость;
§ методы государственного регулирования конкурентной среды;
§ конкурентные стратегии в эпоху глобализации;
§ конкурентные стратегии Internet-экономики;
уметь анализировать:
§ состояние отрасли и конкуренцию в ней;
§ ресурсы и конкурентные возможности компании;
§ конкурентные стратегии в зависимости от роли, занимаемой компанией в отрасли и ситуации в ней;
§ конкурентные преимущества стратегий сотрудничества, слияния и поглощения, вертикальной интеграции, сужения бизнеса;
§ наступательные стратегии для сохранения конкурентного преимущества и оборонительные стратегии защиты конкурентного преимущества;
приобрести навыки:
§ понимания задач формирования, разработки и реализации конкурентной стратегии компании на международных рынках в условиях глобализации мирового хозяйства;
§ умения использовать полученные знания для анализа и интерпретации реальных фактов международной экономики;
§ оценки конкретных ситуаций, обоснование рациональных способов разрешения и программирование деятельности по обеспечению их эффективности.
Программа для специальности «Мировая экономика и международные экономические отношения» рассчитана на 70 аудиторных учебных часов, в том числе 40 часов лекций и 30 часов практических занятий. Для специальности «Государственное управление и экономика» специализация «Государственное управление внешнеэкономической деятельности»: очной формы обучения – на 34 часа, в том числе 20 часов лекций и 14 часов практических занятий, очно - заочной формы обучения – 10 часов лекций и 4 часа практические занятия изучается в течение одного семестра.
3. Место и роль дисциплины. Курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» играет существенную роль в выработке у студентов последовательных теоретических знаний и системного подхода к пониманию экономических процессов, происходящих на международном уровне, включающем экономическое взаимодействие различных стран, как на микро, так и на макро уровне. В ряду экономических дисциплин курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» должен изучаться после освоения базовых курсов экономической теории, как на микро, так и на макро уровне; курса «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения»; «Международная торговля», «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Международные организации», «Международные финансовые отношения» и т.д., поскольку данные курсы обеспечивают методологию понимания студентами места, роли и механизмов реализации экономических отношений в мировом хозяйстве.
Тема 1. Сущность конкуренции в рыночных условиях
Теоретические аспекты конкуренции. Функции и механизмы конкуренции в теоретических представлениях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.