Теоретические основы международной конкуренции, сущность, формы и методы международной конкурентной борьбы

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Разработчик программы: , преподаватель кафедры международных отношений.

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международных отношений.

Протокол №

от «____» _____________ 200…г.

Заведующий кафедрой

______________

Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственного управления.

Протокол №

от «____» _____________ 200…г.

Директор института

_______________  С.


I. Цель и задачи дисциплины: «Конкурентные стратегии на мировых рынках».

1.  Курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» предлагает вниманию студентов теоретические основы и практические аспекты конкурентной борьбы на международных рынках.

Целью курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» является изучение студентами экономической сущности и содержания формирования и развития конкурентных стратегий компаний на мировых рынках. Рассматривается сущность конкуренции в рыночной экономике. Раскрываются современные формы конкурентной борьбы на мировом рынке на различных уровнях. Отдельные темы посвящены формированию конкурентных стратегий и их развитию в современных условиях; процессу разработки конкурентной стратегии, изучению базовых стратегии конкуренции; стратегий с учетом специфики отрасли и ситуации и особенности их функционирования в современных условиях. Кроме того, рассматриваются стратегии конкуренции в эпоху глобализации как основной тенденции современного мирохозяйственного развития, а также нашли отражение такие реалии современного мирового хозяйства, как стратегии Internet – экономики.

2. Задачи преподавания дисциплины. В результате изучения курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» студенты овладеют необходимым категориальным аппаратом, смогут анализировать и соотносить с теоретическими концепциями реально происходящие процессы конкурентной борьбы, а также решать практические задачи по развитию и повышению конкурентоспособности белорусских предприятий на мировых рынках.

После изучения курса «Конкурентные стратегии на мировых рынках» студенты должны

знать:

§  ключевые понятия, теоретические основы конкуренции,

§  о логической структуре курса, месте каждой темы и раздела, их относительную значимость и логические связи между ними;

§  теоретические основы  международной конкуренции, сущность, формы и методы международной конкурентной борьбы;

§  закономерности формирования и этапы разработки конкурентной стратегии;

§  экономическое содержание основных конкурентных стратегий на мировых рынках;

уметь характеризовать:

§  базовые стратегии конкуренции;

§  стратегии и конкурентные преимущества однопрофильной и диверсифицированной компаний;

§  конкурентные стратегии и их осуществимость;

§  методы государственного регулирования конкурентной среды;

§  конкурентные стратегии в эпоху глобализации;

§  конкурентные стратегии Internet-экономики;

уметь анализировать:

§  состояние отрасли и конкуренцию в ней;

§  ресурсы и конкурентные возможности компании;

§  конкурентные стратегии в зависимости от роли, занимаемой компанией в отрасли и ситуации в ней;

§  конкурентные преимущества стратегий сотрудничества, слияния и поглощения, вертикальной интеграции, сужения бизнеса;

§  наступательные стратегии для сохранения конкурентного преимущества и оборонительные стратегии защиты конкурентного преимущества;

приобрести навыки:

§  понимания задач формирования, разработки и реализации конкурентной стратегии компании на международных рынках в условиях глобализации мирового хозяйства;

§  умения использовать полученные знания для анализа и интерпретации реальных фактов международной экономики;

§  оценки конкретных ситуаций, обоснование рациональных способов  разрешения и программирование деятельности по обеспечению их эффективности.

Программа для специальности «Мировая экономика и международные экономические отношения» рассчитана на 70 аудиторных учебных часов, в том числе 40 часов лекций и 30 часов практических занятий. Для специальности «Государственное управление и экономика» специализация «Государственное управление внешнеэкономической деятельности»: очной формы обучения – на 34 часа, в том числе 20 часов лекций и 14 часов практических занятий, очно - заочной формы обучения – 10 часов лекций и 4 часа практические занятия изучается в течение одного семестра.

3. Место и роль дисциплины. Курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» играет существенную роль в выработке у студентов последовательных теоретических знаний и системного подхода к пониманию экономических процессов, происходящих на международном уровне, включающем экономическое взаимодействие различных стран, как на микро, так и на макро уровне. В ряду экономических дисциплин курс «Конкурентные стратегии на мировых рынках» должен изучаться после освоения базовых курсов экономической теории, как на микро, так и на макро уровне; курса «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения»; «Международная торговля», «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Международные организации», «Международные финансовые отношения» и т.д., поскольку данные  курсы обеспечивают методологию понимания студентами места, роли и механизмов реализации экономических отношений в мировом хозяйстве.


Тема 1. Сущность конкуренции в рыночных условиях

Теоретические аспекты конкуренции. Функции и механизмы конкуренции в теоретических представлениях

Похожие материалы

Информация о работе