Тема 4. Строение, свойство и способы испытания металлов.
Кристаллическое строение металлов. Элементарные ячейки и пространственные решетки чистых металлов. Кристаллизация чистого металла. Явление переохлаждения. Аллотропические превращения в металлах. Кривые нагревания и охлаждения чистого железа.
Основные свойства металлов: физические, химические, и технологические. Их значение при выборе для изготовления деталей маши
Краткая характиристика савременных методов механических испытаний металлов, применяемых в промышленности: на растижение, на твердость, на ударную вязкость.
Современные физико-химические методы анализа металлов и сплавов; макроанализ, микроанализ, рентгеноструктурный, рентгенографический, термический. Магнитная и ультразвуковая дефектоскопия. Применение редиоактивных изотопов.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
- иметь понятие: о металловедении как науке, устанавливающей связь между свойствами, составом и строением металлических сплавов;
- знать: кристаллическое строение металлов; основные свойства металлов; современные методы механических испытаний металлов;
- уметь; использовать микроскоп при изучении микроструктур металлов.
Лабораторная работа 1.
1. Определение твердости металлов по Брюнеллю (ТШ) и Роквеллу (ТК).
В результате проведения работы обучающиеся должны:
- уметь: определить твердость металлов по Бринеллю и Роквеллу;
- иметь навыки: определения твердости по Брюнеллю и Роквеллу.
Тема 5. Основные сведения из теории сплавов.
Виды сплавов: механическая смесь, твердый раствор, химические соединения.
Принцип построения диаграмм состояния сплавов из двух компонентов.
Диаграммы 1 и 2 типов. Структурные изменения в сплавах. Кристические точки превращения в сплавах.
Сплавы железа с углеродом. Формы углерода в сплавах с железом.
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов и их краткая характеристика ( феррит, цементит, аустенит, перлит, ледебурит). Упрощенная диаграмма состояния «железо-углерод». Анализ диаграммы. Структурные составляющие стали, белых и серых чугунов.
В Результате изучения темы обучающиеся должны:
-иметь понятие: о сплаве;
-знать: виды сплавов; принцип построения диаграмм состояния сплавов; сплавы железа с углеродом;
-уметь: анализировать диаграммы состояний;
-иметь навыки: анализа диаграммы состояния.
Тема 6. Углеродистые стали.
Структура медленно охлажденной стали. Влияние содержания углерода на структуру и свойства стали. Влияние примесей на свойство сталей.
Углеродистые обыкновенные и качественные конструкционные углеродистые стали: их маркировка, механические и технологические свойства, область применения в автомобилестроении и авторемонтном производстве. И область применения. Достоинства и недостатки углеродистых сталей.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
-иметь понятие: о структуре медленно охлажденной стали;
-знать: влияние содержания углерода на структуру и свойства стали;
Маркировку, механические и технологические свойства стали;
Углеродистох сталей; их достоинства и недостатки;
-уметь: выбирать марки стали для изготовления различных деталей и инструментов.
Тема7. Чугуны.
Классификация чугунов. Белый чугун. Его структура, свойства и применение. Местное отбеливание и его назначение.
Серый чугун. Его структура, свойства, маркировка и применение.
Влияние постоянных примесей и скорости охлаждения на структуру и свойства чугуна.
Высокопрочный чугун. Его структура, свойства, маркировка и применение.
Ковкий чугун. Методы получения ковкого чугуна. Его структура, свойство и маркировка.
Антифрикционные чугуна. Примеры применения различных видов чугуна в автомобилестроении и авторемонтном производстве.
В результате изучении темы обучающиеся должны:
-иметь понятие: о структуре различных видов чугунов;
-знать: классификацию, маркировку, свойства и применение серого, высокопрочного и ковкого чугуна;
-уметь: выбирать виды чугуна для изготовленная различных деталей.
Тема 8. Основы термической обработки.
Сущность и значение термической обработки. Краткая характеристика структур, получаемых при различных скоростях охлаждения аустенита. Факторы, обеспечивающие проведение термической обработки: температура нагревания и охлаждения, продолжительность и температура выдержки. Общие сведения об оборудовании, используемом для термической обработки.
Основные виды термической обработки стали.
Отжиг стали. Сущность и название отжига. Краткая характеристика и технология рекристаллизационного, диффузионного, полного и неполного отжига. Отжиг на зернистый перлит. Определение температуры отжига по диаграмме «железо-цементит».
Нормализация стали. Сущность, назначение, технология процесса.
Механические свойства нормализованной стали.
Закалка стали. Сущность и назначение закалки. Температура нагревания
, время выдержки, скорость охлаждения при закалки. Определение температуры нагрева при закалки по диаграмме «железо- цементит». Прокаливаемость стали. Охладители применяемые при закалки. Основные виды закалки в зависимости способа охлаждения. Поверхностная закалка нагревом током высокой частоты и газовым пламенем. Дефекты, возникающие при закалке и меры их предупреждения и устранения.
Отпуск закаленной стали. Сущность и назначения отпуска стали. Влияние отпуска на структуру и свойства закаленной стали. Виды отпуска и технология его проведения.
Понятие об обработке стали при температуре ниже нуля. Техника безопасности при проведении работ по термической обработке стали.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
- иметь понятие: о структурах, получаемых при различных скоростях охлаждения аустенита;
- знать: основные виды термической обработки стали; сущность каждого из этих видов;
- уметь: выбирать вид термической обработки стали в зависимости от условий и требований, предъявляемых к деталям.
Лабораторная работа 2.
Провидение закалки и отпуска углеродистой стали.
В результате проведения работы обучающиеся должны:
- уметь: провести закалку и отпуск углеродистой стали:
- иметь навыки: проведения закалки и отпуска углеродистой стали.
Тема 9. Основы химико- термической обработки стали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.