Информационное обеспечение процесса управления финансами – это совокупность информационных ресурсов и способов их организации.
Блоки информационного обеспечения:
Информация регулирующего правового характера;
Финансовая информация нормативно справочного характера;
Финансовая отчетность организаций;
Статистическая финансовая информация;
Несистемные данные.
Этапы разработки финансовой стратегии:
финансовый анализ
стратегическое финансовое проектирование
реализация и контроль.
Стратегический финансовый анализ включает в себя изучение влияния следующих факторов финансовой среды:
внешних непрямого влияния
внешних непосредственного влияния
внутренних.
Основные факторы внешней финансовой среды предприятия
Примерная форма разработки матрицы возможностей и угроз, формируемых факторами внешней финансовой среды
Состав основных факторов внутренней финансовой среды
Примерная форма составления матрицы сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия по результатам SNW-анализа
Матрица стратегических финансовых позиций и возможных направлений финансового развития предприятия
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
Основные понятия:
Капитал (экономическая категория) – стоимость, вложенная в бизнес и изменяющаяся при осуществлении бизнеса
Основные элементы источников капитала (мобилизованный капитал) – собственный и привлеченный капитал
Размещение капитала (размещенный капитал) - основной и оборотный капитал
Баланс (счетная категория) - остаточная стоимость капитала, вложенного в бизнес на определенный момент времени
Активы – остаточная стоимость величины размещенного капитала
Внеоборотные активы – остаточная стоимость величины основного капитала
Оборотные активы – остаточная стоимость величины оборотного капитала
Пассивы – остаточная стоимость величины мобилизованного капитала
Капитал и резервы – остаточная стоимость величины собственного капитала
Долгосрочные и краткосрочные обязательства - остаточная стоимость величины привлеченного капитала
Метод – инструмент, при помощи которого осуществляется финансовый анализ
Наиболее распространенные методы – горизонтальный, вертикальный, факторный, трендовый, финансовых коэффициентов
Метод финансовых коэффициентов – расчет относительных величин, характеризующих основные финансово-экономические пропорции
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
Методика (методические рекомендации) – подход, описывающий последовательность (этапность) проведения анализа и применяемые для этого методы
Наиболее распространенные методики:
Отечественные – методические рекомендации, разработанные Шереметом А.Д., Негашевым Е.В.; методические рекомендации, разработанные Финансовой академией при Правительстве РФ (Стоянова Е.С. и коллектив авторов); методика ФСФО (последняя официальная – 2001г.), методический подход Росэкспертизы- Олимп:ФинЭксперт и другие.
Зарубежные - методика USAID (американское агентство международного развития), методика RMA («Robert Morris Associates» - национальной ассоциации банковских кредитных специалистов), методика Банка Франции.
Предварительным этапом финансового анализа является переход от действующей отчетности к упрощенным ее формам, т.е. построение аналитических таблиц активов, источников финансирования, доходов и расходов, денежных потоков. Такие таблицы содержат в себе не только информацию из форм бухгалтерской отчетности (столбец 2-3), но и результаты, получаемые вследствие применения трех приемов диагностики финансовой отчетности - горизонтального (столбец 6,8), вертикального (столбец 4,5,7) и факторного методов анализа (столбец 9).
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
Состояние активов организации «А» за 2009-2010гг.
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
Состояние источников финансирования организации «А» за 2009-2010гг.
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе