ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Основные понятия
-
Информационное обеспечение процесса управления финансами – это совокупность информационных ресурсов и способов их организации.
-
Блоки информационного обеспечения:
-
Информация регулирующего правового характера;
-
Финансовая информация нормативно справочного характера;
-
Финансовая отчетность организаций;
-
Статистическая финансовая информация;
-
Несистемные данные.
-
Этапы разработки финансовой стратегии:
-
финансовый анализ
-
стратегическое финансовое проектирование
-
реализация и контроль.
-
Стратегический финансовый анализ включает в себя изучение влияния следующих факторов финансовой среды:
-
внешних непрямого влияния
-
внешних непосредственного влияния
-
внутренних.
Основные факторы внешней финансовой среды предприятия
Примерная форма разработки матрицы возможностей и угроз, формируемых факторами внешней финансовой среды
Состав основных факторов внутренней финансовой среды
Примерная форма составления матрицы сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия по результатам SNW-анализа
Матрица стратегических финансовых позиций и возможных направлений финансового развития предприятия
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
-
Основные понятия:
-
Капитал (экономическая категория) – стоимость, вложенная в бизнес и изменяющаяся при осуществлении бизнеса
-
Основные элементы источников капитала (мобилизованный капитал) – собственный и привлеченный капитал
-
Размещение капитала (размещенный капитал) - основной и оборотный капитал
-
Баланс (счетная категория) - остаточная стоимость капитала, вложенного в бизнес на определенный момент времени
-
Активы – остаточная стоимость величины размещенного капитала
-
Внеоборотные активы – остаточная стоимость величины основного капитала
-
Оборотные активы – остаточная стоимость величины оборотного капитала
-
Пассивы – остаточная стоимость величины мобилизованного капитала
-
Капитал и резервы – остаточная стоимость величины собственного капитала
-
Долгосрочные и краткосрочные обязательства - остаточная стоимость величины привлеченного капитала
-
Метод – инструмент, при помощи которого осуществляется финансовый анализ
-
Наиболее распространенные методы – горизонтальный, вертикальный, факторный, трендовый, финансовых коэффициентов
-
Метод финансовых коэффициентов – расчет относительных величин, характеризующих основные финансово-экономические пропорции
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
-
Методика (методические рекомендации) – подход, описывающий последовательность (этапность) проведения анализа и применяемые для этого методы
-
Наиболее распространенные методики:
-
Отечественные – методические рекомендации, разработанные Шереметом А.Д., Негашевым Е.В.; методические рекомендации, разработанные Финансовой академией при Правительстве РФ (Стоянова Е.С. и коллектив авторов); методика ФСФО (последняя официальная – 2001г.), методический подход Росэкспертизы- Олимп:ФинЭксперт и другие.
-
Зарубежные - методика USAID (американское агентство международного развития), методика RMA («Robert Morris Associates» - национальной ассоциации банковских кредитных специалистов), методика Банка Франции.
-
Предварительным этапом финансового анализа является переход от действующей отчетности к упрощенным ее формам, т.е. построение аналитических таблиц активов, источников финансирования, доходов и расходов, денежных потоков. Такие таблицы содержат в себе не только информацию из форм бухгалтерской отчетности (столбец 2-3), но и результаты, получаемые вследствие применения трех приемов диагностики финансовой отчетности - горизонтального (столбец 6,8), вертикального (столбец 4,5,7) и факторного методов анализа (столбец 9).
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
-
Состояние активов организации «А» за 2009-2010гг.
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе
-
Состояние источников финансирования организации «А» за 2009-2010гг.
Подходы, методы и показатели, используемые в финансовом анализе