Введение
Конвейеризация транспорта в шахтах осуществляется, в
основном, тремя типами конвейеров: скребковыми, ленточными и пластинчатыми, а
также паспортными их разновидностями и производными типами. На выбор типов
конвейеров, их конструкций и параметров, а также на установление перспектив
их применения решающее влияние оказывают условия и требования, которые
предъявляются к конвейерному транспорту при эксплуатации их в подземных
условиях угольных и рудничных шахт в зависимости от горно-геологических и
горнотехнических факторов.
Скребковые конвейеры в настоящее время являются, по
существу, единственным типом забойного конвейера, применяемой при принятой в
рудничных шахтах разработки длинными забоями (лавами). Скребковые конвейеры
наиболее технологично вписываются в забойный механизированный комплекс,
однако имеющие место разные возрастания мощности и производительности
забойных добычных машин с возрастанием лав представляет к забойным конвейерам
все более трудно исполнимые требования дальнейшего интенсивного повышения
производительности, прочности, надежности, мощности и долговечности.
Необходимость выполнения новых, повышенных требований, предъявляемых к
скребковым конвейерам, определила пути их конструктивного развития.
Систематизация конвейеров по функциональным признакам
основных элементов с учетом вида связей между ними позволили провести
структурные формулы конвейеров в общем виде, то есть независимо от того или
иного конструктивного исполнения конвейера или привода.
Лист
Изм.
Лист
№
докум.
Подп.
Дата
1. Информационный обзор
Наиболее широкое
применение в угольной промышленности скребковые конвейеры имеют благодаря
простоте и надежности конструкции. Они широко используются во всех лавах со
сложными горно-геологическими условиями, где невозможно применение
передвижных конвейеров в качестве стационарных транспортных установок по
горизонтальным и наклонным горным выработкам, а также наземных и проходческих
работах.
Современный забойный конвейер комплексно-механизированной
лавы должен обеспечивать: а) транспортирование горной массы из лавы и подаче
ее на последующие транспортные средства и пылеподавлением в месте перегрузки;
б) поддерживание и направление комбайна в процессе его перемещении; в)
погрузку оставшейся на почве пласта горной породы после прохода комбайна; г)
перемещение совместно с комбайном на новую дорогу; д) закрепление приводов
при работе конвейеров и удерживание его от сползания на наклонных пластах в
процессе передвижения на новую дорогу; е)направление передвижений секций
механизированной крепи, сохраняя постоянство шага секций по длине лавы;
ж)начальное натяжение тяговых цепей; плавный пуск системы и защиту ее узлов
от возможных перегрузок. Забойный конвейер должен иметь высокие качественные
показатели и обладать требуемыми эксплуатационными достоинствами, важными из
которых являются: малые габариты и высокая прочность конструкции, высокая
безопасность в работе, простая возможность изменения длины става, простота
ремонта и ухода и так далее.
Двухцепные
передвижные конвейеры изготовляют в двух вариантах: со сближенными цепями,
вынесенными из направляющих ручьев рештаков и с разнесенными цепями,
находящимися в направляющих ручьях.
Преимущества
конвейеров со сближенными цепями: возможность уменьшения высоты рештака и
высоты нагрузки горной массы на рештачный став; повышенная изгибаемость
рештачного става в плоскости и уменьшение размеров незакрепленной за
комбайном зоны, что повышает безопасность выполнения очистных работ;
сокращается время восстановления неполадок по причине прорыва цепи холостой
ветви рабочего органа, снижается интенсивность износа цепей и направляющих.
Кинематическая
связь сближенных цепей с направляющими осуществляется через концы скребков.
Такой конвейер целесообразно применять в тонких пластах.
Основные узлы
скребковых конвейеров:
-
цепной тяговый орган со скребками;
-
рештачный став;
-
приводные и натяжные станции.