ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Институт педагогики, психологии и социологии
Психолого-педагогический факультет
Контрольная работа по курсу «Специальная психодиагностика»
Выполнил: слушатель профессиональной
переподготовки по программе
«Прикладная психология»
Проверил: ___________
Проблема:
Мальчик, 8 лет. Учится во втором классе. Успеваемость выше среднего, однако, есть проблемы по математике – хорошо решает задачи, но совершает ошибки в арифметических примерах. Задачи решает с интересом, зарисовывает ход решения, представляет себе арифметические операции в виде предметов и манипуляций с ними. При совершении абстрактных операций с числами отвлекается при решении, совершает ошибки.
Симптомы:
- ошибки в решении арифметических примеров при безошибочном совершении тех же математических операций в ходе решения задач
- невнимательность при решении арифметических примеров
Объект исследования:
Умение решать арифметические примеры.
Гипотезы
1. Зрительный гнозис:
В норме ли зрительный анализатор? Владеет ли графемами числа, математических символов?
2. Есть ли понятие числа и возможных с ним операций?
3. Произвольность:
Насколько развита регуляция произвольности? Есть ли контроль над осуществлением схемы решения примера?
4. Владеет ли математическими операциями?
5. Память:
Каков объем кратковременной памяти? Как протекает запоминание?
6. Внимание:
Насколько хорошо удерживается внимание? Как развита концентрация внимания? Как происходит переключение внимания?
7. Мотивация:
Есть ли мотивация к решению примеров? Отличается ли она от мотивации к решению задач? Какого типа (учебная, игровая) мотивация преобладает?
8. Энергопотенциал:
Достаточен ли энергопотенциал для решения всех домашних заданий?
Используемые методы:
1. Беседа с родителями.
2. Беседа с ребенком.
3. Анализ продуктов деятельности (учебные тетради, черновики).
4. Наблюдение.
5. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
6. Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии.
7. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников.
8. Методика «Изучение переключения внимания».
9. Методика «Определение мотивов учения старших дошкольников» М.Р. Гинзбурга.
10. Методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
Ход исследования
1. Проверка зрительного гнозиса осуществлялась на основании беседы с родителями о здоровье ребенка – очевидных дисфункций зрительный анализатор не имеет (по результатам обследования врачей). Также не возникло затруднений в распознавании графем цифр и чисел – верно читает как числовой ряд до 20ти в прямой последовательности, так и набор чисел в случайном порядке. Правильно озвучил также и названия математических символов, только минус назвал сначала «черточкой», а значок умножения «крестиком».
2. При проверке понимания числа и возможных с ним операций возникли некоторые затруднения. Возможно, инструкция была непонятна: «Сколько будет 6 – 4? А 1 + 1? Как еще можно получить число два?» Но после приведения еще пары примеров выполнение задания стало интересней и даже приняло соревновательный характер, кто больше придумает арифметических примеров, решение которых равно двум. Причем не было допущено ни одной арифметической ошибки, интерес к заданию прошел через приблизительно 3 минуты («Все, больше не хочу»).
В процессе наблюдения за решением домашних заданий по математике было выявлено следующее – как правило, выполнение начиналось с задач, а примеры оставались «на потом», от решения их ребенок постоянно отвлекался (бегал за чем-нибудь к родителям, заговаривал с находящимся рядом человеком, вертел предметы, находящиеся на столе, начинал играть с ними).
3. Для проверки произвольности использовалась методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант» (описание методики см. приложение №1).
Результаты:
Графический диктант |
Самостоятельное выполнение |
|
1 узор |
4 балла |
3 балла |
2 узор |
3 балла |
2 балла |
3 узор |
4 балла |
3 балла |
Итого за выполнение диктанта – 7 баллов, за самостоятельную работу – 5 баллов. Общий показатель по методике – 12 баллов, что говорит об уровне развития произвольности выше среднего.
4. Удерживание контроля над осуществлением схемы решения примера, также как и владение математическими операциями, достаточно развиты, что было определено из наблюдения над решением задач.
5. Проверка памяти проводилась с помощью методики «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии (описание методики и бланк ответов см. приложение №2).
Результаты:
Максимально верное воспроизведение называемых слов было в четвертой пробе – 8 слов из 10. Динамика проб была следующая: 4 слова à 6 слов à 6 слов à 8 слов à 5 слов. Снижение запоминаемых слов концу связано, скорее всего, с утомленностью и истощаемостью памяти в целом, хотя и незначительном, так как общие результаты довольно высокие. Иногда испытуемым назывались сходные по звучанию или по смыслу слова (например: кот – кошка, полка – палка).
Проверка особенностей процесса запоминания проводилась с помощью методики «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников (описание методики и бланк ответов см. приложение №3).
Результаты:
Объем логической памяти составил 6 слов из 10, а объем механической 1 из 10. Таким образом, можно утверждать, что логическая память преобладает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.