Исследование механизмов целостного восприятия. Постановка проблемы исследования. Постановка проблемы исследования

Страницы работы

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Эксперимент «Исследование механизмов целостного восприятия»

(Контрольная работа по курсу «Экспериментальная психология»)

Выполнили: слушатели профессиональной

переподготовки по программе

«Прикладная психология»

Проверил: ___________

Красноярск 2008

Теоретические выкладки

1. Эксперимент – один из основных  методов научного познания вообще, и психологического исследования в частности. Отличается особой позицией исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта с целью получения объективного знания о нем.

2. Восприятие – работа органов чувств и соответствующие ей субъективные образы – ощущения – составляют основу восприятия. Восприятие – процесс, который возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это есть синтез объективного с помощью субъективного.

3. Целостность восприятия – свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Проблемой целостности восприятия занималась гештальтпсихология, основные представители М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К. Левин. Теоретическая формула целостного восприятия в гештальтпсихологии звучит следующим образом: «Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что происходит в отдельной части целого, определяется внутренним законом всего этого целого». Восприятие зрительного поля определяется не отдельными ассоциациями, предшествующим опытом и т.д., а динамическими силами, определяющими целостность восприятия.

4. Гештальт – центральное понятие в гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания. Непереводимый термин.

5. Творческая деятельность  – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Организованная творческая деятельность происходит в форме систематических занятий в творческих коллективах, кружках (вокал, танцы, КВН, театр, художественное и литературное творчество и пр.).

Постановка проблемы исследования

В современном динамичном мире, для успешной жизнедеятельности человеку необходима высокая развитость психических процессов. Одним из таких важнейших процессов является способность к целостному восприятию, как основа для ориентации в окружающей человека действительности. Неразвитость процесса целостного восприятия ведет к проблемам в мышлении, невозможности овладеть высокоразвитыми мыслительными операциями, что ведет к затруднениям в социализации личности.  

Таким образом, исходя из выделенной проблематики, в данной работе нас интересует следующий вопрос: от чего зависит способность человека к целостному восприятию?

Гипотеза: мы предполагаем, что если человек регулярно занимается организованной творческой деятельностью, то у него выше развита способность к целостному восприятию, чем у человека, который не занимается регулярно и систематически какой-либо организованной творческой деятельностью.

Планирование процедуры эксперимента

Выбор плана: один из планов истинного эксперимента – план Фишера для двух рандомизированных групп.

Экспериментальная группа

R X O1

Контрольная группа

R -  O2

Где R – рандомизация, X – воздействие, O – итоговый замер.

Критерии истинного эксперимента:

1. Рандомизация, случайный отбор испытуемых при формировании экспериментальной и контрольной групп.

2. Наличие или отсутствие воздействия (в проведенном нами эксперименте это наличие или отсутствие регулярных занятий организованной творческой деятельностью).

3. Тестирование.

Выбор методики измерения: для  выявления способности целостного восприятия использовалась методика «Портрет». Она состояла из 8 штриховых рисунков, дающих возможность  «подетального восприятия» изображения на рисунке сюжетной зарисовки (кораблик, плывущий по волнам, дым, труба, летящие чайки и т.д.) или целостного восприятия «портретного изображения человека». На первом рисунке преобладала «сюжетная картинка» (кораблик, волны и т.д.), а в каждом из последующих с помощью технологии «деталей-подсказок» у испытуемого  появлялась возможность увидеть лицо, т.е. гештальт.

Побочные факторы: нами были выделены следующие побочные факторы:

- плохое зрение (способ контроля - при предъявлении картинки экспериментатор интересовался, хорошо ли видит испытуемый рисунок);

- усталость испытуемого к концу дня (способ контроля – эксперимент проводился в первой половине дня);

- различные посторонние отвлекающие воздействия (способ контроля – индивидуальная беседа с каждым испытуемым в отдельной комнате или за отдельным столом);

- выполнение испытуемым подобных методик  ранее (способ контроля – в постэкспериментальной беседе экспериментатор интересовался, приходилось ли испытуемому выполнять что-то подобное раньше).

Зависимая и независимая переменные:

НП – регулярные занятия организованной творческой деятельностью;

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
115 Kb
Скачали:
0