ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Институт педагогики, психологии и социологии
Психолого-педагогический факультет
Эксперимент «Исследование механизмов целостного восприятия»
(Контрольная работа по курсу «Экспериментальная психология»)
Выполнили: слушатели профессиональной
переподготовки по программе
«Прикладная психология»
Проверил: ___________
Теоретические выкладки
1. Эксперимент – один из основных методов научного познания вообще, и психологического исследования в частности. Отличается особой позицией исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта с целью получения объективного знания о нем.
2. Восприятие – работа органов чувств и соответствующие ей субъективные образы – ощущения – составляют основу восприятия. Восприятие – процесс, который возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это есть синтез объективного с помощью субъективного.
3. Целостность восприятия – свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Проблемой целостности восприятия занималась гештальтпсихология, основные представители М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К. Левин. Теоретическая формула целостного восприятия в гештальтпсихологии звучит следующим образом: «Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что происходит в отдельной части целого, определяется внутренним законом всего этого целого». Восприятие зрительного поля определяется не отдельными ассоциациями, предшествующим опытом и т.д., а динамическими силами, определяющими целостность восприятия.
4. Гештальт – центральное понятие в гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания. Непереводимый термин.
5. Творческая деятельность – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Организованная творческая деятельность происходит в форме систематических занятий в творческих коллективах, кружках (вокал, танцы, КВН, театр, художественное и литературное творчество и пр.).
Постановка проблемы исследования
В современном динамичном мире, для успешной жизнедеятельности человеку необходима высокая развитость психических процессов. Одним из таких важнейших процессов является способность к целостному восприятию, как основа для ориентации в окружающей человека действительности. Неразвитость процесса целостного восприятия ведет к проблемам в мышлении, невозможности овладеть высокоразвитыми мыслительными операциями, что ведет к затруднениям в социализации личности.
Таким образом, исходя из выделенной проблематики, в данной работе нас интересует следующий вопрос: от чего зависит способность человека к целостному восприятию?
Гипотеза: мы предполагаем, что если человек регулярно занимается организованной творческой деятельностью, то у него выше развита способность к целостному восприятию, чем у человека, который не занимается регулярно и систематически какой-либо организованной творческой деятельностью.
Планирование процедуры эксперимента
Выбор плана: один из планов истинного эксперимента – план Фишера для двух рандомизированных групп.
Экспериментальная группа |
R X O1 |
Контрольная группа |
R - O2 |
Где R – рандомизация, X – воздействие, O – итоговый замер.
Критерии истинного эксперимента:
1. Рандомизация, случайный отбор испытуемых при формировании экспериментальной и контрольной групп.
2. Наличие или отсутствие воздействия (в проведенном нами эксперименте это наличие или отсутствие регулярных занятий организованной творческой деятельностью).
3. Тестирование.
Выбор методики измерения: для выявления способности целостного восприятия использовалась методика «Портрет». Она состояла из 8 штриховых рисунков, дающих возможность «подетального восприятия» изображения на рисунке сюжетной зарисовки (кораблик, плывущий по волнам, дым, труба, летящие чайки и т.д.) или целостного восприятия «портретного изображения человека». На первом рисунке преобладала «сюжетная картинка» (кораблик, волны и т.д.), а в каждом из последующих с помощью технологии «деталей-подсказок» у испытуемого появлялась возможность увидеть лицо, т.е. гештальт.
Побочные факторы: нами были выделены следующие побочные факторы:
- плохое зрение (способ контроля - при предъявлении картинки экспериментатор интересовался, хорошо ли видит испытуемый рисунок);
- усталость испытуемого к концу дня (способ контроля – эксперимент проводился в первой половине дня);
- различные посторонние отвлекающие воздействия (способ контроля – индивидуальная беседа с каждым испытуемым в отдельной комнате или за отдельным столом);
- выполнение испытуемым подобных методик ранее (способ контроля – в постэкспериментальной беседе экспериментатор интересовался, приходилось ли испытуемому выполнять что-то подобное раньше).
Зависимая и независимая переменные:
НП – регулярные занятия организованной творческой деятельностью;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.