Исследование механизмов целостного восприятия. Постановка проблемы исследования. Постановка проблемы исследования, страница 3

Результаты выполнения экспериментального задания экспериментальной (ТВ) группой

Экспериментальная группа

№ картинки, на которой испытуемый увидел «лицо»

1,2,3

4,5

6,7,8

Не увидел

Кол-во человек

4

5

22

9

Таблица 1.3.

Результаты выполнения экспериментального задания испытуемыми, занимающимися творческой деятельностью и нет, %

Занятие организованной творческой деятельностью

Подгруппы

1

N=5

2

N=12

3

N=41

4

N=22

ТВ (40 чел)

80%

42%

54%

41%

НТВ (40 чел)

20%

58%

46%

59%

Интерпретация полученных данных

В ходе эксперимента все испытуемые были условно разделены на 4 подгруппы: в первую группу вошли те, кто увидел «лицо» на 1,2,3 картинке, во вторую – кто увидел «лицо» на 4,5, в третью - те, кто смог это сделать только на 6,7,8 и в последнюю, четвертую группу вошли те, кто даже на восьмой картинке не увидели «лицо». (см. Таблица 1.1 и Таблица 1.2)

Большинство испытуемых первой подгруппы (80%), которые увидели «лицо» на 1,2,3 картинках, регулярно занимаются организованной творческой деятельностью (см. Таблицу 1.3.). Но при анализе других подгрупп, явных различий между теми, кто занимается творческой деятельностью, и теми, кто не занимается таковой, не выявилось – разница в данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах составляет 8-10%.

Полученные данные расходятся с данными исходного эксперимента Е.П. Крупник «Экспериментальное исследование механизмов целостного восприятия». Возможно, это связано с тем, что наш эксперимент не является воспроизводящим, характер его скорее уточняющий. Основные различия между двумя этими экспериментами относятся к определению групп испытуемых: во-первых, диапазон возраста испытуемых значительно сужен по сравнению с группами автора – 20-30 лет. Второе значительное отличие заключается в следующем: для исходного эксперимента отбирались испытуемые, для которых организованная творческая деятельность являлась профессиональной, для испытуемых же уточняющего эксперимента организованная творческая деятельность выступает скорее в роли увлечения, хобби.

Заключение

Гипотеза о причинно-следственной связи между регулярными занятиями организованной творческой деятельностью и способностью к целостному восприятию в целом оказалась верной. Однако однозначно утверждать этого мы не можем, поскольку, возможно, требуются корректировка выборки, увеличение числа опрашиваемых, дополнительные исследования других возрастных групп.

Полученный опыт проведения данного исследования без сомнения является весьма ценным для нас. Однако мы столкнулись с проблемой формулирования проблематики исследования – было сложно облечь простое любопытство в форму научного запроса на эксперимент.

Сложно было также справиться с большим потоком любопытных лиц, не попадающих в выборку, но желающих принять участие в эксперименте. С этим справлялись путем удаления таких данных из общего бланка, старались все же удовлетворить их любопытство в самопознании.


Регистрационный бланк

НТВ – группа испытуемых, не занимающихся организованной творческой деятельностью

ТВ – группа испытуемых, регулярно занимающихся организованной творческой деятельностью (пение, танцы, рисование, КВН,  театр, рисование и пр.)

Н – не увидели лицо в ходе всего эксперимента