Олтбах утверждает, что, хотя академические факультеты разрываются от внутренних противоречий, в них, тем не менее, господствует атмосфера, обес+ печивающая более высокий, чем в других странах, уровень демо+ кратизма и личной инициативы; впрочем, автор не проводит конк+ ретного сравнительного анализа. В ответ на критику «системы бессрочных контрактов» (tenure) Олтбах указывает, что путь аме+ риканского преподавателя к должности, предусматривающей по+ жизненный наем с высокой зарплатой, более длителен и нередко мучителен, чем в прочих системах; в результате вузы США по пра+ ву славятся талантливым и высококвалифицированным профес+ сорско+преподавательским составом. Олтбах считает, что, несмот+ ря на давление извне, заставляющее профессоров уделять основ+ ное внимание исследовательской деятельности (в ущерб процессу обучения), в образовательной системе США происходят переоценка ценностей и перераспределение приоритетов: процесс обучения снова приобретает ту роль, которую он сыграл в успехе американ+ ского вуза как общественного института.
В «Американском образовании в XXI веке» (опубликованном все+ го лишь четыре года спустя) Олтбах и его соавторы настроены куда менее благодушно по отношению к текущей практике, кото+ рая, по их мнению, подрывает автономию американского высшего образования. Роберт М. О’Нил осуждает предпринятые после со+ бытий 11 сентября меры, изменившие взаимоотношения между правительством и университетом: он видит в них новое проявле+ ние духа эпохи маккартизма. О’Нила беспокоит то обстоятельство, что в настоящее время правительство может запретить публика+ цию исследований, если они затрагивают темы, представляющие+ ся ему слишком «чувствительными» (sensitive); в результате неко+ торые ученые предпочитают отказаться от правительственного финансирования, не желая брать на себя «обязательства по нераз+ глашению». «Патриотический акт» позволяет представителям пра+ воохранительных органов отсеивать «неудобный» (кавычки мои. — И.Ф.) материал, перекрывая доступ к нему посетителям библиотек и книготорговцам. Кроме того, ученые из стран, считающихся осо+ бенно «сомнительными» (большинство из них расположено не на Ближнем Востоке), потеряли возможность вести в Америке иссле+ дования в определенных областях. Еще более тревожным пред+ ставляется тот факт, что иностранцы+выпускники вузов сталкива+ ются теперь с трудностями при поступлении в аспирантуру в Аме+ рике — главным образом из+за неспособности Госдепартамента США разработать эффективную визовую систему для зарубежных студентов, не говоря уже о препятствиях, чинимых Министерством внутренней безопасности. В результате американские универси+ теты теряют талантливых молодых людей, «уступая» их Англии, Австралии, Германии и Японии.
Еще одна тенденция в высшем образовании США состоит в том, что институты становятся все более специализированными, стремясь приспособиться к изменяющейся конъюнктуре на рынке труда, т.е. к насущным потребностям экономики. Не случайно мно+ гие выпускники вузов самых разных возрастов возвращаются в университеты, чтобы пройти там курсы переподготовки или повы+ шения квалификации, в связи с чем на институты возлагаются дополнительные обязанности: не только обеспечить реализацию той или иной программы обучения, но также удовлетворить потре+ бительские запросы и ожидания учащихся. Студенты рассчитыва+ ют на то, что американские институты предоставят им все необхо+ димые удобства и достойный сервис — словом, определенное ка+ чество жизни, — причем по низкой цене. Этим объясняется успех заочного обучения (distance learning), культивируемого в University of Phoenix, «одном из крупнейших частных колледжей в Америке», в котором учатся одновременно более 70 тыс. студентов. Пред+ ставленный на фондовом рынке NASDAQ, этот коммерческий кол+ ледж наделен полномочиями выдавать дипломы от младшего спе+ циалиста[1] до магистра, а в ближайшем будущем получит возмож+ ность присуждать и докторскую степень. В результате даже самым престижным американским институтам приходится теперь прини+ мать в расчет те конкурентные преимущества и удобства, которые предоставляет заочная форма обучения. Профессор Артур Левин, президент Педагогического колледжа при Колумбийском универ+ ситете (Teachers College at Columbia University), подчеркивает, что традиционные университеты не могут себе позволить игнориро+ вать технологическую революцию в высшем образовании, и ссы+ лается на феноменальный успех Билла Гейтса, в свое время ис+ ключенного из Гарварда, а впоследствии «отомстившего» трети+ ровавшим его британским снобам, издав чрезвычайно популяр+ ную CD+ROM+версию Encyclopedia Britannica. Все авторы сборника согласны с тем, что веб+сайты никогда не заменят хороших про+ фессоров, поскольку только ученые, внесшие свой неоценимый вклад в науку, могут привить студентам подлинный вкус к исследо+ вательской работе и интеллектуальной деятельности. Кроме всего прочего, технология принудила профессоров считаться с ожида+ ниями студентов, убежденных в том, что учеба должна быть зани+ мательной. Студенты приходят в аудиторию с портативными ком+ пьютерами и переключаются на Интернет, если лекция их не увле+ кает. В этом «отважном новом мире» преподаватель, желающий обеспечить своим занятиям успех, вынужден готовиться к доктор+ ским курсам, как к эстрадному представлению. Ставшее обяза+ тельным анкетирование, выявляющее оценку курсов учащимися, содействовало легитимизации студента как потребителя.
В «Американском высшем образовании в XXI веке» два автора, Фрэнк А. Шмидтлайн и Роберт О. Бердаль, рассматривают во+ прос о возрастающей роли «подотчетности» (accountability) в ака+ демии — этот феномен проник и в Европу через Болонскую декла+ рацию. Авторы констатируют, что американские государственные институты вынуждены теперь отчитываться за услуги, оказывае+ мые государству и местным властям, возлагая на себя ответствен+ ность перед теми, кто оказывает им экономическую поддержку. Ситуация осложняется в тех случаях, когда институтам приходится решать, чьи интересы должны быть удовлетворены в первую оче+ редь. Принимать подобные решения крайне трудно из+за постоян+ но возрастающей потребности в курсах переподготовки; три чет+ верти американских кампусов предлагают курсы повышения ква+ лификации 30% своих студентов. Таким образом, хотя американ+ ское экспертное сообщество высоко оценивает роль и значение образования в духе «свободных искусств», администрация вузов вынуждена пересматривать его значимость в сторону уменьше+ ния. Если не считать самых богатых колледжей (таких, как Гарвард, имеющий фонд в размере 29 млрд долл., что позволяет ему осу+ ществлять бесплатное обучение малоимущих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.