ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Автор: , студент 5 курса
Научный руководитель: . ,
Зав.кафедрой общей педагогики, к.филос.н., профессор
Каждый человек развивается в процессе социализации, протекающем во взаимодействии со средой. Среда признается одним из важнейших условий развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется и сама. Проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная педагогика, социология и др.). Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых человек осуществляет свою деятельность.
Образовательная среда является, прежде всего, подсистемой социокультурной среды, она определяется как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности [1].
В широком смысле социокультурная образовательная среда понимается как структура, включающая несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню - образовательное учреждение (его образовательные программы, образовательная политика и т.д.), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида.
Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют синергетический подход, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. (В.Г.Афанасьев, Т.Парсонс, В. П. Казначеев, Н.Н.Моисеев, Э.Г.Юдин, Ю.А.Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и изменяемой иерархии структурных элементов, предполагающей информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой.
Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде. Именно открытые системы формируют мобильную личность, способную быстро ориентироваться в современном изменчивом мире. Открытые образовательные системы предполагают свободное поле для деятельности учащегося, ориентированность на нахождение новых решений, а не выполнение и заучивание раз и навсегда определенных алгоритмов.
Такой максимально открытой образовательной системой является практико-ориентированное обучение 5 курса специальности «Социальная педагогика» Сибирского федерального университета: проектно-модульная система обучения. Специфика этой системы заключается в параллельности постижения студентом теории и практики определенных дисциплин, в сокращении пути от знания к действию, а также в свободе студентов от директив, самостоятельности их действий в нахождении и решении задач.
Учебный процесс строится на основе образовательных межпредметных модулей, по каждому из которых студенты, объединившись в проектные группы, должны защитить и реализовать собственный проект деятельности. В нем обязательны следующие структурные элементы: анализ ситуации, в которой предполагается осуществлять социально-педагогическую деятельность, с подробным перечнем используемых методов анализа и диагностики; постановка проблемы, гипотез проекта, определение его целей и задач, ключевых и целевых групп; построение модели социально-педагогической работы в данной проблемной ситуации, определение ожидаемых результатов; теоретический блок - обоснование своих действий; подробное описание хода проекта; подведение итогов своей деятельности и их рефлексивный анализ.
Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Практику можно рассматривать как активную форму обучения, с включением в деятельность студентов элементов проблемности, научного поиска и большой доли самостоятельности. Практика – это пробы профессиональной само-деятельности студентов, в ходе которой происходит становление профессионального сознания и развитие индивидуальной научной картины мира – ведь педагогика, вследствие сложной, комплексной и многофакторной предметности, не укладывается в тотально общие для всех законы и аксиомы. В педагогике законы - не цель науки, а средство исследования, облегчающее сведение конкретных явлений к конкретным причинам. [2]
Таким образом, процесс учебной практики является наиболее реальным путем формирования профессиональной компетентности специалиста.
В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки желаемых результатов образования. Ранее ключевыми понятиями в этой сфере являлись «подготовленность»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.