Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха.

.

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

Проблема мотивации учения школьников одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.

Мотивация, по определению психологов, это отношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения. Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением ученика к ней.

Мотив - важный компонент учения. От характера мотива зависит успешность учения, его продуктивность. Именно мотив учения определяет психическое состояние ребенка: легко, с увлечением учится ребенок или с нервным напряжением.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с изменениями задач современной школы. (… содержание образования должно быть ориентировано на формирование у обучающихся адекватный современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.) с одной стороны, а с другой – с тенденцией ухудшения здоровья детей всех возрастов.

Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, у 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные увеличением школьных нагрузок. Эти дети испытывают внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой.

Значительная часть школьников не в состоянии справится с тем объемом заданий, которые предлагаются им в качестве домашней работы. Возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников выполнять домашние задания, понимая, что все необходимое к следующему дню они выучить или сделать не смогут. Вместе с тем, они все время испытывают внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой. У детей пропадает желание учится. А говорить об интересе к учебной деятельности вообще не приходится.

Вопросами изучения мотивации учения занимались психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконни, А.А. Вегнер., Л.Б. Ительсон.

Деятельность, по мнению психолога Л.Б. Ительсона, это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, опознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует,  нет и деятельности, в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение.

Деятельность, имеющая общественные цели, как отмечает А.Н. Леонтьев, может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них «личностного смысла». Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится для него личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению».

Мотив учения, это те побуждения, которыми человек руководствуется в учебной деятельности. В случае внешнего побуждения (стимулирования) имеют место: непосредственно – побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности: яркость, новизна, желание получить похвалу, награду, боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем. (I группа)

Внутренний мотив связан с процессом получения знаний, с их объемом, глубиной, прочностью. Это перспективно – пробуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности:

Осознание значения предмета, тех или иных знаний и умений в будущем, развитое чувство долга, ответственности. (II группа).

Интеллектуально – по побуждающие мотивы, основанные на получение удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, увлеченность  самим процессом решения учебно-познавательных задач. (III группа)

Как правило, учебная деятельность подкрепляется не одним, а несколькими мотивами как внешнего, так и внутреннего свойства. Однако характер деятельности, ее эффективность будут меняться в зависимости  от того, какая группа мотивов станет доминирующей. В результате исследований психологом А.Н. Леонтьевым было установлено, что мотивация деятельности ученика

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
266 Kb
Скачали:
0