Компьютерно-опосредованная коммуникация, ее особенности, способы применения в учебном процессе. Этапы информатизации образования в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Компьютерно-опосредованная коммуникация, ее особенности, способы применения в учебном процессе.

Глобальный кризис образования проявляется на сегодняшний момент, во-первых, в проблеме обеспечения разных возможностей в получении образования – так называемый системный кризис развития Кубмса , который по отношению к ИТ проявляется в цифровом разрыве между различными группами населения (уровень информационной культуры, доступ к ИТ, знание английского языка и т.д.). Во-вторых, в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро меняющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях, новой информации ( цивилизационной кризис Тофлера ).

Преподаватель и студент находятся в равном положении сегодня, т.е. и тот и другой вынуждены постоянно осваивать новые технологии для того, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения для успешного решения задач в своей области. В педагогике такой подход к познанию как социально-опосредованной деятельности разработан Л.С. Выготским и известен как зоны ближайшего развития , т.е. с этой точки зрения окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, которая зависит от практического применения ИТ в образовании. Сегодня принято говорить о информационно-обучающих средах (ИОС) учебных заведений.

Этапы информатизации образования в России:

•  первый этап связан с использование компьютера как объекта изучения,

•  на втором (современном этапе) компьютер рассматривается как средство обучения. Этот этап характеризуется усилением интеграционной компоненты информатики с другими предметами – интеграционный этап.

•  Третий этап состоит в объединении ИОС учебных заведений для формирования единой открытой образовательной среды, что позволит решать учебные задачи на занятиях, вне занятий и за пределами учебных заведений.

Вопрос обучения компьютерно-опосредованной коммуникации не ставится.

Коммуникация – это социально- и смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие.

По коммуникативным характеристикам различают две модели КОК:

«человек-компьютер-человек» (относится к высоко-контекстуальной культуре, больше возможностей для общения и самопрезентации) и « человек-компьютер» (относится к низко-контекстуальной культуре).

Что необходимо для успешного проведения учебной КОК:

•  определенный уровень компьютерной грамотности;

•  определенный уровень информационной культуры (знание нетикета или этики КОК, невербальных способов общения – эмотиконы, сокращений – акронимы, умение слушать собеседника, лаконично и четко отвечать на вопросы);

•  наличие мотивации;

•  психологическая готовность к использованию КОК;

•  постоянный доступ к Интернету.

Особенности КОК : это не просто вербальная коммуникация с помощью письменной и устной речи, но и возможность использования невербальных средств для передачи информации – имеется ввиду включение видео и аудио файлов, графики, изображений. КОК инициирует новые формы самопрезентации, особенно в модели «человек-компьютер-человек»; потенциальная возможность осуществления коммуникации без ограничения во времени и пространстве; появление новых форм взаимодействия «студент-к-студент/ы», «студент-к-преподаватель».

Основные задачи КОК в образовательной среде: выявление характеристик ИТ, способствующих эффективной коммуникации; выявление условий успешного проведения КОК в учебной среде;

изучение процесса адаптации участников КОК.

Основные параметры классификации электронной связи:

•  время (синхрон/асинхрон);

•  место (одно месторасположение – чат, форум, гостевая книга; разное месторасположение – электронная почта, списки рассылки, телеконференции и др.);

•  направленность на одного человека/ группу; особая Интернет-служба/ сервис, основанный на веб-технологиях.

Виды электронной связи и их характеристики.

Электрон-ная почта

Веб-поч-та

Теле-кон-ферен-ции

Веб-форумы

Чат

ICQ

Видео-конфе-ренции

Синхронный вид

*

*

*

Асинхронный вид

*

*

*

*

Особая Интернет-служба

*

*

*

Сервис, основанный на WWW

*

*

*

*

Одно виртуальное месторасполо-жение

*

*

Разные виртуальные месторасполо-жения

*

*

*

*

*

Коммуника-ция с одним собеседни-ком

*

*

*

*

*

Коммуника-ция с многими собеседни-ками

*

*

*

Применительно к КОК можно говорить о двух видах коммуникации:

•  аксиальная коммуникация (т.е. направленная одному человеку или группе), реализуется с помощью всех видов электронной связи;

•  ретиальная (т.е. конкретно не направленная, но предназначенная для вероятно

Похожие материалы

Информация о работе