Компьютерно-опосредованная коммуникация, ее особенности, способы применения в учебном процессе.
Глобальный кризис образования проявляется на сегодняшний момент, во-первых, в проблеме обеспечения разных возможностей в получении образования – так называемый системный кризис развития Кубмса , который по отношению к ИТ проявляется в цифровом разрыве между различными группами населения (уровень информационной культуры, доступ к ИТ, знание английского языка и т.д.). Во-вторых, в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро меняющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях, новой информации ( цивилизационной кризис Тофлера ).
Преподаватель и студент находятся в равном положении сегодня, т.е. и тот и другой вынуждены постоянно осваивать новые технологии для того, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения для успешного решения задач в своей области. В педагогике такой подход к познанию как социально-опосредованной деятельности разработан Л.С. Выготским и известен как зоны ближайшего развития , т.е. с этой точки зрения окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, которая зависит от практического применения ИТ в образовании. Сегодня принято говорить о информационно-обучающих средах (ИОС) учебных заведений.
Этапы информатизации образования в России:
• первый этап связан с использование компьютера как объекта изучения,
• на втором (современном этапе) компьютер рассматривается как средство обучения. Этот этап характеризуется усилением интеграционной компоненты информатики с другими предметами – интеграционный этап.
• Третий этап состоит в объединении ИОС учебных заведений для формирования единой открытой образовательной среды, что позволит решать учебные задачи на занятиях, вне занятий и за пределами учебных заведений.
Вопрос обучения компьютерно-опосредованной коммуникации не ставится.
Коммуникация – это социально- и смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие.
По коммуникативным характеристикам различают две модели КОК:
«человек-компьютер-человек» (относится к высоко-контекстуальной культуре, больше возможностей для общения и самопрезентации) и « человек-компьютер» (относится к низко-контекстуальной культуре).
Что необходимо для успешного проведения учебной КОК:
• определенный уровень компьютерной грамотности;
• определенный уровень информационной культуры (знание нетикета или этики КОК, невербальных способов общения – эмотиконы, сокращений – акронимы, умение слушать собеседника, лаконично и четко отвечать на вопросы);
• наличие мотивации;
• психологическая готовность к использованию КОК;
• постоянный доступ к Интернету.
Особенности КОК : это не просто вербальная коммуникация с помощью письменной и устной речи, но и возможность использования невербальных средств для передачи информации – имеется ввиду включение видео и аудио файлов, графики, изображений. КОК инициирует новые формы самопрезентации, особенно в модели «человек-компьютер-человек»; потенциальная возможность осуществления коммуникации без ограничения во времени и пространстве; появление новых форм взаимодействия «студент-к-студент/ы», «студент-к-преподаватель».
Основные задачи КОК в образовательной среде: выявление характеристик ИТ, способствующих эффективной коммуникации; выявление условий успешного проведения КОК в учебной среде;
изучение процесса адаптации участников КОК.
Основные параметры классификации электронной связи:
• время (синхрон/асинхрон);
• место (одно месторасположение – чат, форум, гостевая книга; разное месторасположение – электронная почта, списки рассылки, телеконференции и др.);
• направленность на одного человека/ группу; особая Интернет-служба/ сервис, основанный на веб-технологиях.
Виды электронной связи и их характеристики.
Электрон-ная почта |
Веб-поч-та |
Теле-кон-ферен-ции |
Веб-форумы |
Чат |
ICQ |
Видео-конфе-ренции |
|
Синхронный вид |
* |
* |
* |
||||
Асинхронный вид |
* |
* |
* |
* |
|||
Особая Интернет-служба |
* |
* |
* |
||||
Сервис, основанный на WWW |
* |
* |
* |
* |
|||
Одно виртуальное месторасполо-жение |
* |
* |
|||||
Разные виртуальные месторасполо-жения |
* |
* |
* |
* |
* |
||
Коммуника-ция с одним собеседни-ком |
* |
* |
* |
* |
* |
||
Коммуника-ция с многими собеседни-ками |
* |
* |
* |
Применительно к КОК можно говорить о двух видах коммуникации:
• аксиальная коммуникация (т.е. направленная одному человеку или группе), реализуется с помощью всех видов электронной связи;
• ретиальная (т.е. конкретно не направленная, но предназначенная для вероятно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.