Развитие оружейного дела тульского края. Из истории Тульского оружейного дела. Шедевры Тульского музея, страница 4

В первой половине XIX века именные работы стали встречаться чаще.  На ружьях, пистолетах, револьверах этого времени находим имена Петра и Николая Гольтяковых, Ивана Фомина и других.

Как правило, мастера ставили только дату изготовления и название города, написанные либо славянской вязью, либо русскими  печатными, реже - латинскими буквами. На огнестрельном оружии даты, подписи, имя мастера обычно помещались на стволе или на замочной доске.

Основным заводским клеймом оружия в России являлась печатная латинская  буква «Р». Обычно она соседствует с другим клеймом - общегосударственным гербом.  Было принято ставить заводское клеймо на оружии, выполненным мастерами на дому, - на холодном его ставили  на пяте или черенке клинка, реже - на эфесе и приборе ножен; на огнестрельном - только на стволе. В XVIII века на художественном оружии часто ставили клеймо «Р».  Однако и оно встречается не всегда. Специалисты считают, что были причины, по которым мастера уклонялись от клеймения своих изделий на заводе. В конце XVIII  века появляется еще один вид клейма - герб Тулы.  В первой половине XIX века  клеймо с латинской буквой «Р» окончательно вытесняется гербовым клеймом.

Изготовление украшенного оружия возникло на заводе с рождением самого предприятия, хотя выделка художественного оружия существовала на Руси и раньше - в той же  московской Оружейной палате.  Там она получила широкое развитие в последние сто лет существования палаты как оружейной мастерской.  Туляки продолжили эти традиции. Тульское художественное оружие отражает почти двухсотлетнюю эволюцию   стрелкового и холодного оружия, демонстрирует разнообразнейшие приемы и способы его убранства. Туляки сумели выйти за рамки ремесленничества и подняться до уровня создания подлинных  произведений оружейного искусства.

Оформление и отделка оружия XVIII века отличаются особой пышностью и богатством. И хотя тульские мастера следовали  в основном общеевропейским традициям м художественными стилям того времени - барокко, рококо, классицизма, ампира - они создали свой неповторимый стиль художественной отделки изделий. По многочисленным признакам тульское оружие всегда можно отличить  от любого другого.  Для тульских «златокузнецов» был характерен постоянный поиск новых форм, новых сюжетов и сочетаний материалов, новых способов отделки.  Наверное поэтому так разнообразны и неповторимы их работы, так оригинален творческий путь нескольких поколений.

Туляки, украшая ружья, пистолеты, постоянно осваивали новые технические приемы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей - оброн, насечку, наводку литье, чеканку, воронение, резьбу.

Оброн -  сложная трудоемкая техника резьбы по металлу. Она интересна тем, что вырезается не сам рисунок, а фон возле него, и таким образом, орнамент приподнимается, становится рельефным и объемным. Фон зачастую покрывали  множеством мелких точек и позолотой, создавая так называемое канфаренное поле.

Известна была также таушировка врезанная или набивная. В первом случае узор врезался  резцом в металлическую поверхность, а в углубление вбивалась золотая или серебряная проволока.  Линии орнамента при этом либо возвышались над поверхностью фона, и изображение становилось рельефным,  либо  срезались и отполировывались настолько, что контур рисунка и поле оказывались в одной плоскости.  Во втором случае мастер высекал на плоскости мелкие зарубки, а затем, наложив золото или серебро, ударами молотка вбивал драгоценные металлы  в сталь.

Для украшения  деревянных частей оружия тульские мастера  использовали серебряную проволоку различной толщины. Нередко встречается отделка в виде спирали, прихотливо извивающейся по всему телу  рукояти пистолета, по цевью или прикладу ружья.

ШЕДЕВРЫ ТУЛЬСКОГО МУЗЕЯ