В первой половине XIX века именные работы стали встречаться чаще. На ружьях, пистолетах, револьверах этого времени находим имена Петра и Николая Гольтяковых, Ивана Фомина и других.
Как правило, мастера ставили только дату изготовления и название города, написанные либо славянской вязью, либо русскими печатными, реже - латинскими буквами. На огнестрельном оружии даты, подписи, имя мастера обычно помещались на стволе или на замочной доске.
Основным заводским клеймом оружия в России являлась печатная латинская буква «Р». Обычно она соседствует с другим клеймом - общегосударственным гербом. Было принято ставить заводское клеймо на оружии, выполненным мастерами на дому, - на холодном его ставили на пяте или черенке клинка, реже - на эфесе и приборе ножен; на огнестрельном - только на стволе. В XVIII века на художественном оружии часто ставили клеймо «Р». Однако и оно встречается не всегда. Специалисты считают, что были причины, по которым мастера уклонялись от клеймения своих изделий на заводе. В конце XVIII века появляется еще один вид клейма - герб Тулы. В первой половине XIX века клеймо с латинской буквой «Р» окончательно вытесняется гербовым клеймом.
Изготовление украшенного оружия возникло на заводе с рождением самого предприятия, хотя выделка художественного оружия существовала на Руси и раньше - в той же московской Оружейной палате. Там она получила широкое развитие в последние сто лет существования палаты как оружейной мастерской. Туляки продолжили эти традиции. Тульское художественное оружие отражает почти двухсотлетнюю эволюцию стрелкового и холодного оружия, демонстрирует разнообразнейшие приемы и способы его убранства. Туляки сумели выйти за рамки ремесленничества и подняться до уровня создания подлинных произведений оружейного искусства.
Оформление и отделка оружия XVIII века отличаются особой пышностью и богатством. И хотя тульские мастера следовали в основном общеевропейским традициям м художественными стилям того времени - барокко, рококо, классицизма, ампира - они создали свой неповторимый стиль художественной отделки изделий. По многочисленным признакам тульское оружие всегда можно отличить от любого другого. Для тульских «златокузнецов» был характерен постоянный поиск новых форм, новых сюжетов и сочетаний материалов, новых способов отделки. Наверное поэтому так разнообразны и неповторимы их работы, так оригинален творческий путь нескольких поколений.
Туляки, украшая ружья, пистолеты, постоянно осваивали новые технические приемы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей - оброн, насечку, наводку литье, чеканку, воронение, резьбу.
Оброн - сложная трудоемкая техника резьбы по металлу. Она интересна тем, что вырезается не сам рисунок, а фон возле него, и таким образом, орнамент приподнимается, становится рельефным и объемным. Фон зачастую покрывали множеством мелких точек и позолотой, создавая так называемое канфаренное поле.
Известна была также таушировка врезанная или набивная. В первом случае узор врезался резцом в металлическую поверхность, а в углубление вбивалась золотая или серебряная проволока. Линии орнамента при этом либо возвышались над поверхностью фона, и изображение становилось рельефным, либо срезались и отполировывались настолько, что контур рисунка и поле оказывались в одной плоскости. Во втором случае мастер высекал на плоскости мелкие зарубки, а затем, наложив золото или серебро, ударами молотка вбивал драгоценные металлы в сталь.
Для украшения деревянных частей оружия тульские мастера использовали серебряную проволоку различной толщины. Нередко встречается отделка в виде спирали, прихотливо извивающейся по всему телу рукояти пистолета, по цевью или прикладу ружья.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.