Развитие оружейного дела тульского края. Из истории Тульского оружейного дела. Шедевры Тульского музея, страница 3

После победоносного завершения в 1721 году Северной войны начался период бурного расцвета искусства  оружейников Тулы. Это объяснялось многими причинами.  Немалую роль в росте художественного мастерства тульских оружейников сыграл  все возраставший спрос на нарядное оружие со стороны русской знати. А значительное сокращение  производства стандартного  военного оружия  после окончания войны давало возможность мастерам  больше работать  в своих домашних мастерских,  украшая охотничье и парадное оружие. Кроме того, в пределах России разрешалось продавать изготовленное на дому оружие без уплаты налога.

К тому же в начале XVIII  века делались попытки заключить обучение молодых оружейников в рамки специальной школы. Это была не единственная форма повышения мастерства  оружейников Тулы. Практиковалось всемирное поощрение мастеров  за изготовление уникальных конструкций и прекрасную отделку образцов оружия, за создание новых  машин, изготовление математических инструментов и физических приборов. Лучшие работы удостаивались  денежных и других премий, оружейники награждались серебряными, золотыми и даже золотыми с алмазами медалями.

Особенность тульского оружейного дела  состояло в том, что оно стало фундаментом многочисленных местных промыслов. Тульские самовары, например, начали делать оружейники - первое самоварное предприятие организовал оружейники Баташев. То же самое можно сказать о каретном производстве, о фабриках офицерских вещей и предметов военного  снаряжения. Даже знаменитое пряничное дело не обошлось без  участия оружейников - будучи большими мастерами резьбы по дереву, они создавали прекрасные резные доски для формовки пряников.

Замечательных успехов оружейники достигли в изготовлении высокохудожественных предметов обихода: шкатулок, табакерок, шахматных фигур.

В 1748 году на тульском заводе была основана «фабрика» - специальных цех холодного оружия. Здесь делали, кроме обычных клинков для армии, нарядное офицерское оружие, которое отличалось от солдатского изящными линиями, было небольших размеров и имело уменьшенный вес. Продолжали изготавливать алебарды и другие виды древнего оружия, еще состоявшего на вооружении армии и дворцовой охраны.  Делали здесь и дворянские шпаги, повседневные и парадные.

Традиции мастеров XVII успешно развивались и в веке XIX. И лучшее подтверждение тому  - сохранившиеся уникальные образцы тульского оружейного искусства этого времени, особенно художественного оружия. Выросли новые выдающиеся мастера, воспринявшие и развившие достижения своих отцов. XIX век дал Туле имена не менее громкие, чем предыдущее столетие.

В начале века эстафету славы мастеров Тулы подхватил Иван Бурдыкин; исключительно высокое мастерство показали Крапивенцов, Медведев - их ружья были удостоены наград на московской выставке отечественной промышленности в 1831 году.

Интересно, что расцвет творчества большой замечательной плеяды замечательных тульских оружейников совпал со временем промышленного переворота в России, все большей механизации производства, которая, казалось бы, должна была отрицательно повлиять на рост индивидуального мастерства. Чтобы этого не случилось и с целью укрепления позиций Тулы как центра выделки высокохудожественного оружия, в 1853 году на тульском оружейном заводе была учреждена Образцовая мастерская, задачей  которой был выпуск высококачественного охотничьего оружия. Правда, существовала мастерская недолго - всего десять лет. Но благодаря ее  деятельности, машинизация  производства не сказалась отрицательно на уровне исполнения  и художественного мастерства туляков. В конце XIX начале XX веков  изделия тульских оружейников не раз экипировались на международных выставках и  были удостоены  высших наград.

Оружейники Тулы редко ставили свое имя на огнестрельном оружии, а тем более на холодном. К первой половине XVIII века относится лишь одно  ружье с указанием имени мастера Ильи Салищева.