После победоносного завершения в 1721 году Северной войны начался период бурного расцвета искусства оружейников Тулы. Это объяснялось многими причинами. Немалую роль в росте художественного мастерства тульских оружейников сыграл все возраставший спрос на нарядное оружие со стороны русской знати. А значительное сокращение производства стандартного военного оружия после окончания войны давало возможность мастерам больше работать в своих домашних мастерских, украшая охотничье и парадное оружие. Кроме того, в пределах России разрешалось продавать изготовленное на дому оружие без уплаты налога.
К тому же в начале XVIII века делались попытки заключить обучение молодых оружейников в рамки специальной школы. Это была не единственная форма повышения мастерства оружейников Тулы. Практиковалось всемирное поощрение мастеров за изготовление уникальных конструкций и прекрасную отделку образцов оружия, за создание новых машин, изготовление математических инструментов и физических приборов. Лучшие работы удостаивались денежных и других премий, оружейники награждались серебряными, золотыми и даже золотыми с алмазами медалями.
Особенность тульского оружейного дела состояло в том, что оно стало фундаментом многочисленных местных промыслов. Тульские самовары, например, начали делать оружейники - первое самоварное предприятие организовал оружейники Баташев. То же самое можно сказать о каретном производстве, о фабриках офицерских вещей и предметов военного снаряжения. Даже знаменитое пряничное дело не обошлось без участия оружейников - будучи большими мастерами резьбы по дереву, они создавали прекрасные резные доски для формовки пряников.
Замечательных успехов оружейники достигли в изготовлении высокохудожественных предметов обихода: шкатулок, табакерок, шахматных фигур.
В 1748 году на тульском заводе была основана «фабрика» - специальных цех холодного оружия. Здесь делали, кроме обычных клинков для армии, нарядное офицерское оружие, которое отличалось от солдатского изящными линиями, было небольших размеров и имело уменьшенный вес. Продолжали изготавливать алебарды и другие виды древнего оружия, еще состоявшего на вооружении армии и дворцовой охраны. Делали здесь и дворянские шпаги, повседневные и парадные.
Традиции мастеров XVII успешно развивались и в веке XIX. И лучшее подтверждение тому - сохранившиеся уникальные образцы тульского оружейного искусства этого времени, особенно художественного оружия. Выросли новые выдающиеся мастера, воспринявшие и развившие достижения своих отцов. XIX век дал Туле имена не менее громкие, чем предыдущее столетие.
В начале века эстафету славы мастеров Тулы подхватил Иван Бурдыкин; исключительно высокое мастерство показали Крапивенцов, Медведев - их ружья были удостоены наград на московской выставке отечественной промышленности в 1831 году.
Интересно, что расцвет творчества большой замечательной плеяды замечательных тульских оружейников совпал со временем промышленного переворота в России, все большей механизации производства, которая, казалось бы, должна была отрицательно повлиять на рост индивидуального мастерства. Чтобы этого не случилось и с целью укрепления позиций Тулы как центра выделки высокохудожественного оружия, в 1853 году на тульском оружейном заводе была учреждена Образцовая мастерская, задачей которой был выпуск высококачественного охотничьего оружия. Правда, существовала мастерская недолго - всего десять лет. Но благодаря ее деятельности, машинизация производства не сказалась отрицательно на уровне исполнения и художественного мастерства туляков. В конце XIX начале XX веков изделия тульских оружейников не раз экипировались на международных выставках и были удостоены высших наград.
Оружейники Тулы редко ставили свое имя на огнестрельном оружии, а тем более на холодном. К первой половине XVIII века относится лишь одно ружье с указанием имени мастера Ильи Салищева.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.