Экскаваторы одноковшовые. Общие сведения. Классификация одноковшовых экскаваторов. Экскаватор одноковшовый ЭО – 3311, страница 2

трактора (тягача) и навесного бульдозерного оборудования (отвала, устройств для подвески отвала к базовой машине и системы привода отвала).

   Бульдозеры предназначены для разработки и перемещения грунта на расстояние до 100 м. Их

применяют при устройстве автомобильных и железнодорожных насыпей из боковых резервов,

сооружении плотин, для рытья котлованов и каналов, засыпки траншей и ям, разравнивания грунта, планировки строительных площадок, очистки дорог и аэродромов, при подготовке трасс. Бульдозеры также используют в качестве толкачей при работе со скреперами.

   Бульдозеры классифицируются по ряду характерных признаков следующим образом.

   По тяговому усилию базового трактора (тягача) бульдозеры можно разделить на три группы:

с тяговым усилием 14 – 40, 100 и 150 – 250 кН.

   Бульдозеры в качестве базовых машин в основном имеют гусеничные тракторы, однако в классе 1,4 – 4 т могут быть и колёсные.

   По конструкции отвала различают бульдозеры с неповоротным отвалом и поворотным отвалом. Последние иногда называют универсальными.

   При неповоротном отвале бульдозер расположен перпендикулярно оси базовой машины. При этом регулировка угла резания ножей поворотом отвала вокруг горизонтальной оси, параллельной образующей отвала, допускается лишь в пределах 5 - 10°.

   При универсальном отвале конструкция соединения отвала и толкающей рамы допускается кроме регулировки угла резания ножей вращение отвала в горизонтальной и вертикальной плоскостях на угол до 6 - 11°.

   По типу управления отвалом различают бульдозеры с канатным и гидравлическим управлением. При гидравлическом управлении возможно принудительное заглубление отвала.

   На гусеничные бульдозеры общего назначения распространяется ГОСТ 7410 – 70. По нему предусмотрено шесть типоразмеров неповоротных и поворотных бульдозеров тягового класса

4, 6, 10, 15, 25 и 35 т.

   Колёсные бульдозеры предусмотрены шесть типоразмеров тягового класса 0,9; 1,4; 3; 6; 9 и 15 т.

2.1.Бульдозер ДЗ – 101.

Бульдозер ДЗ – 101 (рисунок 3) с неповоротным отвалом предназначен для землеройно-планировочных работ в грунтах  I – III групп.

   В качестве базовой машины использован гусеничный трактор Т – 4АП1 или Т – 4АП2.

Навесное бульдозерное оборудование состоит из отвала, толкающих брусьев, винтовых раскосов и гидросистемы управления отвалом.

   Отвал сварен из листового металла и имеет усилие на тыльной нижней стороне в виде жёсткой коробки с внутренними рёбрами. Снизу к лобовому листу криволинейной формы привинчен режущий нож. Сзади овал оснащён проушинами для крепления толкающих брусьев и раскосов. Толкающие брусья имеют для жёсткости коробчатое сечение.

   Для шарнирного крепления брусьев к базовому трактору служат специальные кронштейны с опорными цапфами, приваренные к продольным балкам. Шарнирное крепление толкающих брусьев и винтовых раскосов к отвалу и базовому трактору позволяет поднимать, опускать и изменять положение отвала с помощью трёх гидроцилиндров двойного действия, закреплённых на специальных кронштейнах по обе стороны от передней части капота трактора.

   Гидросистема управления отвалом включает гидросистему трактора, содержащую гидронасос

НШ – 46У, бак рабочей жидкости, гидрораспределитель Р-75-В3, трубопроводы и дополнительно установленные на трактор два гидроцилиндра с подсоединительными рукавами.

Рисунок 3 – Бульдозер ДЗ – 101.

1 – отвал; 2 – винтовой раскос; 3 – кронштейн; 4 – гидроцилиндр; 5 – трактор Т-4АП1;

6 – опора; 7 – толкающий брус; 8 – раскос.

   Гидросистема бульдозера оснащена специальным запорным клапаном, обеспечивающим

«запирание» полости гидроцилиндра раскоса.

2.2.Бульдозер ДЗ – 35С.

Бульдозер ДЗ – 35С (рисунок 4) с неповоротным отвалом предназначен для разработки и перемещения грунта в северных районах страны.

Бульдозерное оборудование смонтировано на тракторе Т-180КС (карьерная модификация трактора Т-180 в северном исполнении). Трактор имеет увеличенный по сравнению с Т-180 дорожный просвет (550 мм), усиленную раму из стали 09Г2, дополнительные пружинные амортизаторы на задних каретках ходовых тележек, гусеницы повышенной прочности с укороченными траками, бронированное днище для защиты трансмиссии. Наличие бензинового подогревателя ПЖБ-600 в тракторе обеспечивает работу машины при низких температурах.