Оглавление
1. Краткое описание процессов, происходящих в одном цикле двигателя внутреннего сгорания.... 4
1.1. Процесс впуска.............................................................................................................................. 4
1.2. Процесс сжатия.............................................................................................................................. 4
1.3. Процесс сгорания и расширения............................................................................................... 4
1.4. Процесс выпуска........................................................................................................................... 4
2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы.................................................... 5
3. Расчет параметров кривошипно-шатунного механизма......................................................................................... 7
4. Построение диаграммы фаз газораспределения 8
5. Расчет и построение внешней характеристики ДВС........................................................................................................... 8
6. Проектирование кривошипно-шатунного механизма......................................................................................... 9
Список литературы................................................................... 15
Рассмотрим действительный цикл работы четырехтактного дизельного двигателя по мере происходящих в нем процессов.
Первый такт – впуск горючей смеси.
Во время такта впуска (рис. 1, а), когда поршень 1 движется от в. м. т. к н. м. т., а впускной клапан 3 открыт, в цилиндр 2 поступает атмосферный воздух, который, нагреваясь в процессе сжатия, воспламеняет топливо, впрыскиваемое в конце такта сжатия. Давление воздуха при впуске - 0,09 МПа. Температура воздуха в цилиндре составляет 50—80°С[1].
Второй такт – сжатие смеси.
Во время такта сжатия (рис. 1, б), когда впускной 3 и выпускной 5 клапаны закрыты, температура, и давление воздуха в цилиндре значительно возрастают. Вследствие высокой степени сжатия (e = 15) давление и температура воздуха достигает значений 3,55 МПа и 550-700°С соответственно. В конце такта сжатия в цилиндр через форсунку 4 (рис, 1, в) впрыскивается топливо [1] .
Третий такт - расширение, или рабочий ход.
Впрыснутое распыленное топливо, перемешиваясь со сжатым воздухом, самовоспламеняется и сгорает. При этом температура газов к концу сгорания повышается до 1800—2000°С, а давление до 7,81 МПа. Под давлением газов, образующихся в результате сгорания топливовоздушной смеси, поршень перемещается от в.м.т. к н.м.т., совершая механическую работу (рис. 1, в)[1].
Четвертый такт - выпуск отработавших газов.
В координатах p – V по оси абсцисс V откладываются условные отрезки, равные Vc = 1 и Va = e×Vc = e×1, т.е. при неизвестных значениях объемов за единицу их измерения принимают объем камеры сгорания Vc. Через концы этих отрезков (рис.2) проводятся вертикальные линии, параллельные оси p, которые ограничивают зону индикаторной диаграммы [2].
Полный объем:
Va = e × Vc , |
(1) |
где e - степень сжатия (e = 16);
Vc – объем камеры сгорания (Vc= 1 [2]).
Va = 16×1 = 16
Рабочий объем Vh:
Vh = Va - Vc , |
(2) |
Vh = 16 - 1 = 15
Объем в конце сгорания Vz:
Vz = r × Vc , |
(3) |
где r - степень предварительного расширения (r = 1,7).
Vz = 1,7×1 = 1,7
Показатель политропы сжатия n1 [2]:
n1 =1,41 – 100/n p, |
(4) |
где n p-частота вращения колен вала об/мин (n p =3500 об./мин)
n1 =1,41 – 100/3500 = 1,381
Давление в конце такта сжатия pc, МПа:
pc = pa × e n1, |
(5) |
где pa - давление газа при впуске, МПа (pa = 0,08 МПа);
e - степень сжатия (e = 15);
n1 – показатель политропы сжатия (n1 = 1,381).
pc = 0,08×15 1,381 = 3,36 МПа
Промежуточные точки политропы сжатия (табл. 1) px и Vx:
px = (Va / Vx) n1 × pa, |
(6) |
где Va / Vx – отношение соответствующих отрезков диаграммы ;
n1 – показатель политропы сжатия (n1= 1,381);
Va - объем (Va = 16)
pa - давление газа при впуске, МПа (pa = 0,08 МПа).
Определяем значение px и Vx по формуле (6) , беря значения Vx из интервала 2…14, результаты заносим в табл.1.
Vx |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
px (МПа) |
1,41 |
0,80 |
0,542 |
0,39 |
0,30 |
0,250 |
0,20 |
0,17 |
0,15 |
0,134 |
0,11 |
0,106 |
0,096 |
Давление в конце такта сгорания pz, МПа:
pz = l × pc, |
(7) |
где l - степень повышения давления (l = 1,9);
pc – давление в конце такта сжатия, МПа (pc = 3,36 МПа)
pz = 1,9 × 3,36 = 6,384 МПа
Показатель политропы расширения n2:
n2 =1,22 – 130/n p, |
(8) |
n2 =1,22 – 130/3500 = 1,182
Степень последующего расширения d:
d = /r, |
(9) |
где r - степень предварительного расширения (r = 1,7).
d = 16/1,7= 9,41
Давление в конце такта расширения pb, МПа:
pb = pz / d n2, |
(10) |
где pz - давление в конце такта сгорания, МПа (pz = 6,384 МПа);
d - степень последующего расширения (d = 9,41);
n2 - показатель политропы расширения (n2 = 1,182)
pb = 6,384/9,41 1,182 = 0,632 МПа
Промежуточные точки политропы расширения (табл. 2) px и Vx:
px = (Vb / Vx) n2 × pb, |
(11) |
где Vb / Vx- отношение соответствующих отрезков (Vx = 2,5…14)
Vb – объем (Vb = 16)
n2 -показатель политропы расширения (n2 = 1,182)
pb - давление в конце такта расширения, МПа (pb = 0,632 МПа)
Определяем значение px и Vx по формуле (11) , результаты заносим в табл.2.
Vx |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
px (МПа) |
7,3 |
4,57 |
3,25 |
2,4 |
2,01 |
1,67 |
1,4 |
1,24 |
1,10 |
0,98 |
0,88 |
0,8 |
0,74 |
Среднее теоретическое индикаторное давление piT, МПа [2]:
(12) |
Среднее давление механических потерь рм, МПа [2]:
(13) |
где- средняя скорость поршня в цикле, м/с.
Предварительно принимаем скорость равной = 10 м/с [2].
Действительное индикаторное давление с учетом коэффициента скругления n диаграммы рiT, МПа:
(14) |
где n - коэффициент скругления диаграммы (n = 0,95 [2]).
Среднее эффективное давление цикла рэ, МПа:
(15) |
Полученные расчетом данные используем для построения индикаторной диаграммы (рис. 2).
Рабочий объем цилиндра Vh, л [2]:
, |
(16) |
где t - тактность двигателя (t = 4);
Pe – заданная мощность двигателя, кВт (Pe = 145кВт);
i – заданное число цилиндров (i = 6);
рэ - среднее эффективное давление цикла, МПа (рэ = 0,92 МПа);
nр – номинальная частота вращения коленвала, об/мин (nр = 3500).
Диаметр поршня D, дм:
(17) |
где S/D – заданное отношение хода поршня к его диаметру (S/D = 0,9).
Ход поршня S, дм:
(18) |
Средняя скорость поршня J, м/с:
(19) |
где S - ход поршня, м (S=0,082 м)
n -номинальная частота вращения коленвала , об./мин (= 3500 );
Сравниваем среднюю скорость и предварительно принятую , видно, что они различаются, значит расчетом по формуле (13) при = = 9,5 м/с получено . По формуле (15) при получено 0,92 МПа.
Радиус кривошипа коленвала r, м:
r = S / 2, |
(20) |
r = S / 2 = 0,082/2 = 0,041 м
Под отрезком Vh ниже оси V строится полуокружность радиусом r равным половине отрезка (рис. 2) [2].
Радиус r:
r = Vh / 2, |
(21) |
где Vh – рабочий объем (Vh = 15).
r = 15 / 2 = 7,5
Вправо от центра полуокружности по горизонтали откладываем отрезок ОО1.
, |
(22) |
где - коэффициент;
r – радиус кривошипа (r = 7,5);
lшат – длина шатуна.
Учитывая, что lшат = (3,5…4,5) × r, примем lшат = 3,5 × r.
(23) |
мм
Угол открытия клапанов: впускного j1 = 20 0, выпускного j2 = 70 0.
Угол закрытия клапанов: впускного j3 = 60 0, выпускного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.