Диагностирование двигателя. Определение и задачи технической диагностики. Функционально-структурная схема диагностирования, страница 2

-  проверка готовности машинно-тракторного парка к посевным или уборочным работам (при периодических технических осмотрах); приведение машин в работоспособное состояние (в случае неисправностей и отказов).

2.2  Функционально-структурная схема диагностирования

Одной из основных задач технической диагностики является выбор диагностических параметров, обеспечивающих максимальную информацию о техническом состоянии машины.

Для определения в сложных случаях возможного набора диагностических параметров применяют построение структурных схем узлов или механизмов.

Для обеспечения рационального взаимодействия объекта и средства диагностирования в составе системы диагностирования необходимо осуществить определенные мероприятия и решать ряд вопросов:

1.  Анализ физических процессов, которые происходят в объекте диагностирования. Это позволяет выявлять физическую сущность явлений, происходящих в объекте, представить себе модель возникновения повреждений и дефектов, выявить и оценить признаки их проявления.

2.  Сбор и изучение данных о характерных повреждениях и дефектах аналогичных по конструкции и назначению изделий их составных частей. Полученные статистические данные позволяют оценить исследования тех или иных неисправностей, установит целесообразность их выявления и устранения на стадиях производства, эксплуатации или ремонта изделия.

3.  Разработка модели объекта  диагностирования, выбор метода и разработка алгоритма диагностирования. Часто сложный объект представляют в виде структурной схемы, в которой показывают его деление вначале на крупные части,  а затем всё более и более мелкие конструктивные элементы.

4.  Разработка конструктивных требований к объекту (изделию) с целью обеспечения его диагностирования.

5.  Выбор или разработка средств диагностирования и устройств их коммутации с объектом диагностирования.

6.  Испытание систем диагностирования для выявления их надежности в работе, точности и достоверности получаемых результатов, целесообразных областей их использования и т.д.

7.  Оценка технико-экономических показателей применения системы диагностирования.

Для дизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) функционально-структурная схема (модель) может быть представлена, например, в виде граф-дерева, показанного на рисунке 2.1.

С вершиной сопоставлен двигатель (1), а с вершинами I уровня - правильность функционирования (2 – правильное, 3 – неправильное функционирование).

Ко II уровню отнесены системы, обеспечивающие рабочий процесс (4) и конструктивные системы двигателя (5).

Для обеспечения рабочего процесса (III уровень) необходимо соблюдать правильную топливоподачу (6), полную герметичность камеры сгорания (7) и воздухоподачу (8). К системам, обеспечивающим работоспособность (5), а именно системы и механизмы двигателя, отнесены: система охлаждения (9), система смазки (10), система пуска (11), кривошипно-шатунный механизм (КШМ) (12), газораспределительный механизм (ГРМ) (13).

На III уровне  можно диагностировать системы и механизмы в целом. Диагностирование элементов, прямо влияющих на протекание рабочего процесса в двигателе (система пуска (11), КШМ (12), ГРМ (13)), позволяет судить, например, об эффективной мощности двигателя. Однако такие элементы, как шатунные подшипники коленчатого вала, работая в предаварийном состоянии, не влияют прямым образом на мощность двигателя, поэтому продолжение схемы переходит на IV уровень.

На IV уровне находятся элементы и узлы двигателя, а так же сопряжения, например, топливный перекачивающий насос (17), насос-форсунки (18) и другие элементы.