Основные научные школы и направления теории управления. Школа человеческих отношений школа поведенческих наук

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

2. Основные научные школы и направления теории управления

Школа научного управления (1885-1920) Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гнат, Г. Эмерсон, Г. Форд

1.  Использование анализа для определения лучших способов решения задач

2.  Обеспечение работников ресурсами

3.  Систематическое использование материального стимулирования

4.  Отбор работников и их обучение

Представители школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Фрэнк и Лилия Гилбрет) впервые признали менеджмент особым видом деятельности, которая должна быть отделена от исполнительской работы, и самостоятельной областью научных исследований. Они считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного его выполнения.

Принципами «научного управления», по Ф. Тейлору(организация труда), являются:

•        оптимизация методов выполнения работ на основе научного измерения затрат времени, движений и усилий работников;

•        стандартизация операций ручного труда и обязательность выполнения разработанных на научной основе стандартов и правил (научная организация труда);

•        предоставление сотрудникам таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу, подбор и обучение сотрудников (принцип соответствия);

•        оплата по результатам труда (принцип вознаграждения);

•        установление дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.

Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций.

Классическая (административная) школа (1920-1950) А. Файоль

1.         Развитие принципов управления

2.         Развитие функций управления

3.         Систематизированный подход к управлению всей организации

Представители административной (классической) школы (А. Файоль, М.Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон, А. Рейли) – Это система управления.  искали ответ на вопросы, связанные с эффективным управлением организацией в целом. Они сосредоточили внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности, стремясь к созданию универсальных принципов менеджмента, приводящих любую организацию к успеху.        А. Файоль, рассматривая управление как процесс, состоящий из набора взаимосвязанных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), сформулировал 14 принципов эффективного управления организацией:

1)          разделение труда, или специализация;

2)          власть, или право отдавать команды и нести ответственность за результат;

3)          дисциплина;

4)          единоначалие;

5)          единство направления;

6)          подчиненность личных интересов общим;

7)          вознаграждение персонала;

8)          централизация и децентрализация;

9)          иерархия руководителей (скалярная цепь);

10)     порядок;

11)     справедливость;

12)     стабильность;

13)     инициатива;

14)     корпоративный дух.

Школа человеческих отношений школа поведенческих наук (1930-1950) М. Фоллетт, Э. Мэйо, Маслоу

1.         Использование приемов управления межличностными отношениями

2.         Применение наук о человеческом поведении

Создатели школы человеческих отношений и поведенческих наук       (Э. Мэйо, А. Маслоу. Д. Мак-Грегор), основываясь на достижениях психологии и социологии, признали основным фактором успеха организации человека. Они сместили акцент теоретических исследований в области менеджмента с технологий и задач на взаимоотношения и потребности, подчеркивая, что управление – это достижение целей организации с помощью других людей.

Основными идеями школы человеческих отношений и поведенческих наук являются следующие:

•        управление – это социально-психологический, а не технологический или экономический процесс;

•        в основе эффективного управления – знания о человеке как неповторимой личности с особыми интересами, потребностями, мотивами;

•        человек – социальное существо, которое подчиняется законам коллектива, поэтому необходимо использовать методы управления, регулирующие поведение людей в группе;

•        на производительность труда воздействуют не столько материальные факторы, сколько психологические и социальные;

•        менеджеры должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными группами, стихийно возникающими в организации, используя потенциал неформального лидерства.

Маслоу предложил классификацию личности: Физиология, безопастное

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0