2. Основные научные школы и направления теории управления
Школа научного управления (1885-1920) Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гнат, Г. Эмерсон, Г. Форд
1. Использование анализа для определения лучших способов решения задач
2. Обеспечение работников ресурсами
3. Систематическое использование материального стимулирования
4. Отбор работников и их обучение
Представители школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Фрэнк и Лилия Гилбрет) впервые признали менеджмент особым видом деятельности, которая должна быть отделена от исполнительской работы, и самостоятельной областью научных исследований. Они считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного его выполнения.
Принципами «научного управления», по Ф. Тейлору(организация труда), являются:
• оптимизация методов выполнения работ на основе научного измерения затрат времени, движений и усилий работников;
• стандартизация операций ручного труда и обязательность выполнения разработанных на научной основе стандартов и правил (научная организация труда);
• предоставление сотрудникам таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу, подбор и обучение сотрудников (принцип соответствия);
• оплата по результатам труда (принцип вознаграждения);
• установление дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.
Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций.
Классическая (административная) школа (1920-1950) А. Файоль
1. Развитие принципов управления
2. Развитие функций управления
3. Систематизированный подход к управлению всей организации
Представители административной (классической) школы (А. Файоль, М.Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон, А. Рейли) – Это система управления. искали ответ на вопросы, связанные с эффективным управлением организацией в целом. Они сосредоточили внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности, стремясь к созданию универсальных принципов менеджмента, приводящих любую организацию к успеху. А. Файоль, рассматривая управление как процесс, состоящий из набора взаимосвязанных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), сформулировал 14 принципов эффективного управления организацией:
1) разделение труда, или специализация;
2) власть, или право отдавать команды и нести ответственность за результат;
3) дисциплина;
4) единоначалие;
5) единство направления;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) вознаграждение персонала;
8) централизация и децентрализация;
9) иерархия руководителей (скалярная цепь);
10) порядок;
11) справедливость;
12) стабильность;
13) инициатива;
14) корпоративный дух.
Школа человеческих отношений школа поведенческих наук (1930-1950) М. Фоллетт, Э. Мэйо, Маслоу
1. Использование приемов управления межличностными отношениями
2. Применение наук о человеческом поведении
Создатели школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, А. Маслоу. Д. Мак-Грегор), основываясь на достижениях психологии и социологии, признали основным фактором успеха организации человека. Они сместили акцент теоретических исследований в области менеджмента с технологий и задач на взаимоотношения и потребности, подчеркивая, что управление – это достижение целей организации с помощью других людей.
Основными идеями школы человеческих отношений и поведенческих наук являются следующие:
• управление – это социально-психологический, а не технологический или экономический процесс;
• в основе эффективного управления – знания о человеке как неповторимой личности с особыми интересами, потребностями, мотивами;
• человек – социальное существо, которое подчиняется законам коллектива, поэтому необходимо использовать методы управления, регулирующие поведение людей в группе;
• на производительность труда воздействуют не столько материальные факторы, сколько психологические и социальные;
• менеджеры должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными группами, стихийно возникающими в организации, используя потенциал неформального лидерства.
Маслоу предложил классификацию личности: Физиология, безопастное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.