Глава 3 Современные подходы и концепция управления государственной собственностью и приватизацией
3.1 Концепция управления государственной собственностью и приватизацией
Говоря о программе приватизации 2011-2013 года, успех ее выполнения зависит не только от продажи пакетов акций 30-ти крупнейших компаний страны, о которых много говорят и пишут, но и от реализации более 2500 акционерных обществ, доля государства в которых от 2% и выше. От того, насколько последовательно государство будет выполнять программу приватизации, будут строиться дальнейшие отношения с инвесторами. Вместе с тем, продажа пакетов акций флагманов российской экономики - это сигнал международным инвесторам о планах Правительства в отношении этих активов. Это фактически приглашение крупнейшим игрокам мирового финансового рынка создавать стратегические альянсы, способные придать новый импульс формированию культуры корпоративного управления и внести положительные изменения в функциональную деятельность приватизируемых компаний.
К принципам эффективной приватизации специалисты Всемирного банка относят жесткую необходимость того, чтобы приватизационные сделки:
-отвечали критериям общественно-политического согласия по поводу изменения прав собственности (что, в частности, предполагает переход от использования принципов “Public Relations”, т.е. чистого пиара, к принципам “Public Information”);
-обеспечивали комплементарность (взаимоусиление) приватизационной и конкурентной политики на рынке;
-создавали высочайший уровень транспарентности (прозрачности) приватизационных продаж для исключения коррупционных проявлений и создания устойчивых прав собственности.
В конце октября 2010 года в Правительстве РФ состоялось совещание, на котором обсуждались планы по приватизации до 2016 года: в рамках программы приватизации до 2013 года и в рамках планов по приватизации на 2013-2015 годы. По итогам данного совещания было объявлено о планируемой приватизации в период до 2015 года включительно около 900 компания и получении доходов от их продажи в объеме 1,8 трлн руб. При этом до 2013 года предполагалось осуществить продажу пакетов акций таких крупных банков и компаний как ВТБ, Сбербанк, "Совкомфлот", ФСК ЕЭС, "Рус-гидро", "Объединенная зерновая компания", а с 2013 года - "Роснефти", "РЖД", "Аэро-флота", "Шереметьево", Россельхозбанка, Росагролизинга. Также было заявлено, что в ближайшие 3-4 года приватизация крупных компаний не будет связана со снижением доли государства ниже контрольного пакета акций, однако при этом была обозначены планы государства в более отдаленной перспективе - после 2015 года - отказаться от контрольных пакетов "Роснефти", "Русгидро", ВТБ, "Аэрофлота".
Большая ясность в отношении планов приватизации крупных и крупнейших компаний появилась только после заседания Правительства РФ 17 ноября 2010 года, на котором были одобрены прогнозный план и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, содержавшие, в частности, следующие важные положения:
- будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества;
- одобренный план приватизации с течением времени будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности;
- жесткие сроки проведения приватизации крупнейших компаний не определены, установлены некоторые временные рамки, причем иногда на более длительную перспективу (выходящие за пределы 2011-2013 годов).
Принципиально важной особенностью прогнозного плана приватизации на 2011-2013 годы является выделение в нем 10 крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, пакеты акций которых будут приватизироваться на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ . Возможные доходы от их приватизации в 2011-2013 годах оцениваются на уровне 1 трлн. руб.
План приватизации крупнейших открытых акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики
Крупнейшие приватизируемые компании и банки |
Пакет государственной собственности |
|||||||
по состоянию на 1 ноября 2010г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
||
Банк ВТБ |
85,50% |
75,50% |
65,50% |
50% + 1 акция |
||||
Совкомфлот |
100% |
100% |
75% |
50% + 1 акция |
<50% |
|||
Объеденення зерновая компания |
100% |
100% |
0% |
|||||
«Федеральная сете-вая компания ЕЭС» |
79,11% |
79,11% |
75% + 1 акция |
|||||
Сбербанк России |
57,58% |
57,58% |
50% + 1 акция |
|||||
«Нефтяная компания «Роснефть» |
75,10% |
75,10% |
50% + 1 акция |
|||||
«РусГидро» |
57,90% |
57,90% |
50% + 1 акция |
|||||
Россельхозбанк |
100% |
100% |
75% + 1 акция |
|||||
Росагролизинг |
99,90% |
99,90% |
99,90% |
99,90% |
75% + 1 акция |
|||
РЖД |
100% |
100% |
100% |
100% |
50% + 1 акция |
Согласно «Стратегии 2020» управление государственной собственностью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.