Социальное управление: понятие, виды, соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Основы организации государственной власти в субъекте федерации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БИЛЕТ №6

6.Социальное управление: понятие, виды, соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов: 1) управление как абстрактное понятие (это сознательное и целенаправленное воздействие на процессы, которые происходят в сфере общественной деятельности на основе использования объективных закономерностей); 2) управление как функция (это определенный род трудовой деятельности в управлении, который обособился в процессе специализации управленческого труда); 3) управление как процесс (это индивидуальная или коллективная человеческая деятельность, в ходе которой достигаются поставленные цели и решаются социальные задачи). Иногда говорят, что "процесс управления — это порядок осуществления механизма управления"; весьма интересным является мнение, что управленческий процесс — это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия; 4) управление в конкретной сфере (это управление в различных сферах деятельности, имеющих специфические особенности, с учетом которых следует определять цели, задачи и организацию управления, предоставление соответствующих полномочий). В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление внутренними делами, охраной общественного порядка — от управления в сфере строительства; 5) управление как конкретная организация (это отдельный орган управления, имеющий свое специальное назначение и особое место в механизме управления).

Таким образом, Социальное управление - вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Выделение основных видов социального управления опирается на следующие критерии. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений:управление экономическим и соответственно политическим, социальным и духовным развитием общества; от объектов управления: экономическое (хозяйственное) управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью; от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений: управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами.

В зависимости от субъекта управления можно выделить шесть видов социального управления, которые во многом соотносятся между собой. 1. Государственное управление, субъектом которого является государство, т.е. форма общества, а объектом - общество. В основе управления здесь находятся целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие всего социума в историческом масштабе времени. 2. Местное самоуправление, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а объектом проблемы комплексного обустройства местожительства людей. 3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника. 4. Общественное управление, субъектом которого являются институализированные (юридически оформленные - через законы) общественные объединения. 5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступают группы людей, которые по собственному усмотрению и с учетом норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью. 6. Персональный менеджмент самоуправление поведением или действием отдельного человека.

Между понятиями «менеджмент» и «управление» существуют заметные различия. Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике, отразив необходимость создания принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям. Таким образом, управление в условиях рынка стало именоваться менеджментом. «Менеджмент» с англ. «управление» - вид управленческой деятельности по руководству людьми в самых разных организациях. Управление же является широким обобщенным понятием. Управление как целенаправленная деятельность человека включает упорядочение, регулирование, взаимодействие и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе, технике.

34.Основы организации государственной власти в субъекте федерации

Федеративное  устройство Российской Федерации определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Основы  конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ, определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 11  Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом

Помимо основных положений Конституции правовую основу организации государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливаются  ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, а также "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в вопросах разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ФЗ 184 закрепляет: В соответствии с Конституцией Российской Федерации

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0