В основе этого понятия лежит греческое слово «logistike», что в переводе означает «искусство вычислять, рассуждать». Еще во времена Римской империи были служители, которых называли «логистами». Они занимались распределением продуктов питания. Затем они стали заниматься вопросами обеспечения вооруженных сил материальными ресурсами и управлению запасами.
Основателем логистики, как науки, принято считать французского военного специалиста А. Жомини, который определил, что логистика — это практическое искусство маневра войсками.
Весьма активно стали использовать логистику во время II мировой войны, особенно для войск США (длительное время поставки).
С этого времени логистика, как наука, стала решать вопросы движения материальных и информационных потоков от производителя до потребителя.
Соответственно, в логистике в настоящее время существует два подхода. Первый — традиционный, в соответствии с определением. Второй подход более широкий, который также включает анализ и координацию спроса и предложения.
В современных условиях выделяют несколько видов логистики: закупочная, производственная, сбытовая, транспортная, информационная.
В последовательности работ в логистике выделяют следующие основные этапы:
1) закупка и поставка материалов и сырья
2) хранение материалов
3) производство товаров
4) сбыт продукции
(рис. №2)
как и в экономике, в логистике выделяют два уровня — микрологистика — решает локальные вопросы в рамках фирмы; и макрологистика — решает вопросы анализа рынков поставщиков и потребителей, выбор транспортировки, размещение оптовых баз и т.д.
В соответствии с решаемыми задачами выделяют два вида функций.
Функция — набор действий, обеспечивающих выполнение определенного направления работ. Так в управлении это планирование, организация, мотивация, контроль.
Оперативные функции связаны с материально техническим снабжением. Координационные функции — анализ потребностей в ресурсах и рынков, прогнозирование развития рынков.
О роли логистики в современных условиях могут служить следующие данные.
Производство товаров — 2%
Транспортировка — 5%
Движение сырья до производства — 93%
Весьма важным воздействием на логистику является переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда конкуренция определяет особенности поведения фирмы.
К факторам, способствующим развитию логистики, также следует отнести:
- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач
- ускорение НТП в коммуникациях
- внедрение ЭВМ
- унификация правил по внешнеторговой деятельности.
(Далее это рассказать).
В целом, качество информации и ее общий обмен между фирмами за последние 15 лет возросли на 50–70%.
Выделяют четыре уровня развития логистики.
1 уровень — организация работ на основе место суточных заданий.
2 уровень — обслуживание заказчика, управление запасами готовых товаров.
3 уровень — сквозной контроль всех операций.
4 уровень — объединение операций логистики, маркетинга, информационных технологий.
Сейчас идет процесс отделения последней стадии — сбыта в самостоятельную сферу, которой занимаются отдельные специализированные компании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.