Основная цель закупочной логистики — удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью.
Для достижения главной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Поставка сырья, материалов и комплектующих в заданных объемах и сроках (рост издержек может привести к срыву плана)
2. Обеспечение поставки ресурсов в соответствии с требованием качества, ассортимента…
Оценку эффективности закупочной логистики можно производить по критерию покупки ресурсов по минимальным ценам. Это на первый взгляд основной критерий. Но кроме него имеется еще множество факторов, в том числе уже рассмотренные выше:
– расходы на поставку ресурсов;
– расходы на хранение ресурсов.
Обычно в закупочной деятельности должны быть хорошие отношения с партнерами, основу которых составляют следующие принципы:
– обращаться с поставщиками так же, как с покупателями фирмы;
– демонстрация общности интересов;
– знакомить поставщика со своими проблемами;
– помощь в решении проблем у поставщика;
– учитывать интересы поставщика;
– поддерживать контакты в деловой сфере.
Развитие современных рыночных отношений заметно усложняет закупочную политику из-за высокой конкуренции и наличия информации.
В результате исследования обычно выделяют несколько типов рынков:
- существующие рынки (обеспечивающие ресурсами фирму сейчас)
- рынки поставщиков, в том числе посредников
- рынки заменителей ресурсов
- новые рынки.
В условиях рыночных структур также необходимо определить предложение, спрос и рыночный баланс.
На основе этой информации можно получить ответы на следующие вопросы:
- какова структура рынка;
- как организован рынок;
- каким образом будет развиваться структура рынка.
Для этого информация подается в трех аспектах:
- современный анализ рынка;
- динамика изменения рынка;
- прогнозы изменения рынка.
Для анализа цены закупок: как и для расчета статистики, используются следующие методы:
- простой метод калькуляции ()
- расчет по отдельным видам статей расходов
- точный расчет с учетом информационной базы.
При анализе цен также важно учитывать следующие виды:
- анализ цен на всех производственных этапах
- расчет по общим затратам
- анализ цен на основе полезности продукта (из теории потребительского поведения)
- анализ цен по сопоставлению с ценами аналогичных продуктов ()
- расчет на основе кривой производства новой продукции
- сравнительный анализ цен по периодам
- анализ цен по издержкам (АТС)
- анализ цен на основе имеющихся данных.
При проведении закупочной логистики необходимо также анализировать транспортные расходы.
Очень важной проблемой является выбор поставщика для фирмы. Здесь в основном используют два метода:
- анализ вариантов агентом фирмы, отвечающим за закупки
- коллективное принятие решений о поставщике.
В настоящее время из-за конкуренции стали широко применяться методы планирования на рынке поставок как на рынке сбыта.
Одной из важных проблем при определении поставщика является качество поставляемых ресурсов. (рассказать). Общим из основных методов — это входной контроль продукции.
В закупочной логистике обращается значительное количество документов, так обычно в среднем отдел закупок передает поставщику 9–10 документов, а поставщик — до 14 документов.
Поэтому применение ЭВМ, как мы с вами смотрели в управлении запасами, позволяет снизить объем затрат, хотя они остаются еще высокими.
Кроме того, объем затрат остается высоким в сфере складского хозяйства, где можно выделить следующие виды затрат:
- содержание складских помещений (амортизация и ремонт зданий, расходы на ресурсы…)
- затраты на обслуживающий персонал
- затраты на транспортные средства
- убытки от хранения запасов.
Западные специалисты также учитывают потери от ссудного процента по капиталу. Хорошо себя зарекомендовала система договоров с фирмами посредниками. В этом случае посредники собирают заявки от многих фирм и объединяя информацию формируют общий заказ для каждого поставщика. Это позволяет сократить в целом затраты на поставку на 5–20% от цены товара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.