В зарубежной литературе выделяют три периода развития систем логистики:
а) дологистический период (до 1950-х годов). В этот период управление материальным распределением носило фрагментальный характер. При этом транспорт и МТО рассматривались отдельно. Отсюда транспортные подразделения фирмы считались «Золушкой» фирмы. Но бурное развитие нерельсового транспорта, особенно автомобильного, значительно повысило его роль.
В это время стали решаться задачи оптимизации перевозок по определенным критериям: минимизация затрат на перевозку собственным или общим транспортом. В свою очередь, это привело к тому, что процесс управления МТО и грузоперевозок стал непрерывным.
В данном случае новизна логистики заключалась к переходу к управлению товародвижением и комплексному подходу к вопросам движения материальных ресурсов. Также она заключается в применении первых элементов теории компромиссов (рассказать анекдот про рыбу и пароход).
б) второй период — период классической логистики, который начался с начала 60-х годов, состоит в том, что вместо отдельных фирм, внутри которых оптимизировался процесс движения материальными потоками, стали рассматриваться все эти фирмы.
Соответственно, оптимизация стала рассматриваться на более высоком уровне, что привело к созданию логистических систем. При этом, создание таких систем велось на основе трех разных подходов, в основе которых была теория компромиссов.
Первый подход основан на оптимизации процессов внутри фирмы. Но при этом подходе не учитывается влияние спроса на товары с учетом доходов и расходов.
Второй подход нацелен на получение max PR от всех операций с учетом спроса.
При третьем подходе стали учитываться элементы взаимодействия между фирмами (Аналог анализа общей эффективности в микроэкономике).
в) третий период (с 1980-х годов) — период неологистики характеризуется расширением действия компромиссов. В этот период стали учитываться все потоки на предприятиях и цели всех подразделений. Поэтому логистика стала одной из функциональных подсистем всей системы управления фирмой.
Отсюда следует, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности всей деятельности фирмы. (Аналог производственных функций min АТС …) Поэтому стало уделяться внимание межфункциональным компромиссам фирмы. И здесь основным критерием стала min TC.
В настоящее время в неологистике стали учитываться, кроме экономических критериев, другие критерии: социальные, экологические, политические и т.д.
И потому сейчас в логистике стали учитывать все издержки обращения, причем соотношение затрат между МТО и сервисным обслуживанием увеличивается и достигает значения 1:3, как во Франции.
В соответствии с современной теорией менеджмента в основу расчетов затрат положена идея миссии — долговременной цели фирмы.
(см. рис. 2.3. стр. 39).
При анализе влияния логистики на деятельность фирм учитывают следующие особенности:
- наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы
- проведение комплексного анализа доходов и расходов
- определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирмы.
По оценке специалистов, логистическая деятельность весьма активно влияет на показатель ПИК — прибыль на инвестированный капитал.
.
Известно, что этот капитал состоит из двух частей — основной и оборотной (примеры).
Далее схема рис 25. (48)
В зависимости от видов товаров меняется и роль логистики.
Так, на рынке инвестиционных товаров (сырье, материалы, станки) основной критерий эффективности логистики — это своевременная отгрузка. На рынке потребительских товаров основным критерием становится сокращение затрат по всему циклу товародвижения.
Это обеспечивает снижение цены товара.
На рынке промышленных товаров основной критерий — это надежность и своевременность отгрузки, т.к. здесь часто товар поставляется фирме в одном экземпляре.
Далее рис. 2.6.
Логистика способствует эффективной работе фирмы, если выполняются следующие требования:
1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Здесь необходимо исходить из того, что все аспекты логистической деятельности должны быть связаны со стратегическими планами фирм (корпораций) (можно рис. 2,7)
2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Основное направление здесь — закрепить за одним определенным менеджером все функции управления по всем задачам движения материальных потоков.
3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Очень эффективны здесь соответствующие информационные системы управления.
4. Эффективное управление трудовыми ресурсами. О роли кадров в эффективном управлении вы хорошо знаете из курса менеджмента.
5. Тесная взаимосвязь по выработке стратегий с другими фирмами. Наличие сотрудничества с другими партнерами позволяет получать иногда значительную экономию средств за счет общих поставок, общих складов и т.д.
6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. Если в структуре затрат хорошо выделены затраты на логистические операции, то их совершенствование ведет к росту прибыли фирмы. Классический пример это кампания «Ксерокс», которая обслуживает индивидуальные заказы.
7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности. Основное направление здесь — получение дополнительной прибыли за счет качественного сервисного обслуживания, например (стр. 57)
8. Качественная разработка логистических операций. По мнению американских ученых Бушера и Тиндола выполнение этих требований обеспечивает фирме получение стабильной прибыли, в том числе за счет логистических операций.
Компромисс — метод баланса расходов доходов и прибыли всей фирмы. Идея здесь состоит в том, что нужно учитывать два критерия — maxTR, minTC.
Для полного учета этих критериев необходимо учитывать стратегический, организационный и оперативный уровни решений в области распределения товаров.
Стратегический уровень решений направлен на развитие деятельности фирмы на 3 и более года вперед. (Рассказать из менеджмента)
Организационный уровень направлен на организацию производства и рынка, т.е. на распределение работ между всеми исполнителями.
Оперативный уровень обеспечивает реализацию намеченных планов поступления материальных ресурсов.
При этом меняются при переходе от уровня к уровню критерии. Так, на стратегическом уровне основной критерий — закупочная цена ресурса, на организационном уровне — частота отгрузок, на оперативном уровне — выбор маршрута или вида транспорта.
Рассмотрим это на примере голландской фирмы по производству бытовых электроприборов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.