Маркетинг объектов капитального строительства – является новым инструментом , элементы которого стали отрабатываться и активно применяться в международной практике с 1970 г. , а в России – с 1993-1994 г.г.
Методы сбыта строительной продукции , способы приспособления их качественных характеристик к потребностям строительного рынка , организация конъюнктурных исследований, критерий стратегических решений – все это приобретает свои особенности и преображает новое содержание , когда предметом торговли стакновятся объекты капитального строительства.
Маркетинг как метод внутрифирменого управления и как форма взаимоотношения организации с заказчиком- потребителем находит все большее применение.
Методы маркетинга стали неотъемлемым элементом поддержания и повышения конкурентности организации.
В отличие от производства и реализации товаров народного потребления и производственного назначения, объекты капитального строитеьства предстовляют собой взаимосвязанную систему средств производства и потребления. Именно по этой причине реализация объектов строительства – это сбыт комплексного товара или технологическоо комплекса в целом. Успешная реализация объетков строительства зависит главным образом от наличия у строительной организации (подрядчика) набора технологических и организационных решений, обеспечивающих возведение зданий и сооружений высокого качества. Указанная важная особенность маркетинга в строительстве объясняет стремлением строительных организаций концентрировать в своих руках целый набор изобретений и «ноу – хау» и продавать ( сдавать в ксплуатацию) построенное здание или сооружение одновременно с лицензией, тем самым обеспечивая себе увлечение дохода. Если реализация товаров индивидуального потребления и производственного назначения, как правило, не требует от поставщиков каких – либо дополнительных затрат, то сбыт такого дорогостоящего товара, как современное здание или сооружение, зачастую требует не только государственного, но и международного фонансирования, а успех подрядчика в маркетинге обусловлен его способностью найти кредитора.
В отличие от других товаров объекты капитального строительства « производится» ( строятся) непосредственно там, где будут «потребляться» (эксплуатироваться), причем уже после заключения контракта на строительство.
В последнее время в качестве обязательных элементов маркетинга в строительстве выступают организация, планирование и управление строительством объектов, от которых зависит как экономия материальных и трудовых затрат при возведении зданий и сооружений, так и сокращение сроков строительства.
Определяющую роль в экономии издержек строительства играет и организация поставок материалов и оборудования на объекты строительства. Организация контроля за достовкой материалов и изделий на стройки, их хранением, прогназированием времени и способов доставки – методы, применяемые строительными фирмами, позволяющие им обеспечивать конкурентоспособность своей продукции на рынке объектов капитального строительства.
Преимущество маркетингового подхода в строительном производстве перед иными оценками заключается в том, что он основывается на поэтапном анализе рынков сбыта и собственной деятельности строительных органиаций.
Эволюция маркетинга серьезно меняет систему управления , практику внутрифирменного планирования, позволяет состовлять реальные планы производства и сбыта готовой строительной продукции .
Необходимость самостоятельно разрабатывать , принимать и осуществлять решения с развитием своей деятельности заставляет строительные организации уделять особое место маркетинговым исследованиям. Резко возрастает роль комплексного изучения спроса потребителей , перспектив его изменения , сопоставления своей деятельности с деятельностью отечественных и зарубежных фирм, организационно- экономического обеспечения гибкой перестройки производства в соотвнтствии с полученными выводами , выбора наиболее эффективных факторов материально- технического снабжения и сбыта строительной продукции, рекламы и т. д.
3.2 Особенности строительной продукции как товара.
Строительная продукция – готовые здания и сооружения жилищно-гражданского и производственного назначения , строительные конструкции и материалы , строительные услуги подрядчика , услуги проектно- изыскательской и научно – исследоватнльской организаций по разработке проекта объекта недвижимости , а также комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости в период строительства и послестроительный период.
В результате выделяются следующие группы строительной продукции:
1. Товар по замыслу его содержания (проект).
2. Товар в реальном исполнении (готовый объект).
3. Строительные услуги.
4. В виде сопровождения строительной продукции.
Пропагандировать и продавать нужно не свойства товара , а выгоды от него – товар по замыслу. Товар в реальном исполнении характеризуется уровнем качества , архитектурными , объемно- планировочными , технологическими решениями и т.п.
Дополнительные услуги – кредит , рассрочка платежа , гарантийное обслуживание , эксплуатационное сопровождение и т. п .
Особенности строительной продукции как товара :
1. Стационарность в период создания и эксплуатации (зависимость от цен на земельные участки, природно – климатических условий) .
2. Продолжительный жизненный цикл.
3. Высокая капиталоемкость ограничивает круг покупателей .Потребительские предпочтения характеризуются консервативностью.
4. Индивидуальность спроса на объекты недвижимости.
5. Высокая степень индивидуализации строительной продукции оказывает влияние на эластичность спроса.
6. Объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации. Товарный спрос определяется во многом профессионализмом проектировщика и подрядчика – ценность определяется авторством изготовителя.
7. Каналы распределения и товародвижения характеризуются высоким уровнем специализации. Здесь чаще наблюдаются непосредственные контакты между товаропроизводителем ипотребителем.
3.3 Особенности продвижения стпроительной продукции.
1. Вновь созданная строительеая продукция на рынке сбыта сразу попадает в конкурентную среду рунка сбыта недвижимости, которая уже находится в эксплуатации и имеет более низкую цену. Следовательно реализация нового жилья зависит от потребительского качества , инвенстиционной активности предприятия и платежеспособности населения.
2. Строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления когда потребитель довольствуется имеющимся или покупает старое.
3. Ориентация на длительное пользование , следовательно покупатель редко
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.