Поступившее на брикетную фабрику нефтесвязующее выгружается из железнодорожных емкостей в специальные хранилища. Вместимость резервуаров составляет не менее 15—20 суточного запаса связующих. Хранилища выполняются в виде отдельных отсеков. Каждый отсек представляет собой железобетонную емкость (иногда металлическую) вместимостью 500—1000 м3 с шиферным навесом, предотвращающим попадание атмосферных осадков.
В отсеке установлен донный обогрев с паровыми трубчатыми змеевиками, обеспечивающий нагрев связующего до 100—110° С. Дополнительно отсек оборудуется барботажной паровой системой, взмучивающей скапливающиеся на дне осадки. В торце отсека имеется небольшой приемный сборник с примыкающими к нему шестеренчатыми насосами. Разогретое связующее, поступившее в приемный сборник, насосом подается в расходную емкость, из нее паровым высоконапорным насосом — в трубчатую печь, где связующее нагревается до температуры 220—230° С.
Трубчатая печь представляет собой систему соединенных между собой жаропрочных труб, расположенных в потолочной части печи и по стенам. Трубчатая печь отличается большой конвекционной поверхностью. Циркулирующие внутри печи горячие газы с температурой 800—900°С, образуемые от сгорания жидкого топлива, омывают поверхность труб. В результате столь интенсивного теплового воздействия связующее за короткое время пребывания в трубчатой печи нагревается до 220— 230° С. Из трубчатой печи связующее возвращается в расходную емкость, где смешивается с «холодным» связующим, поступающим из хранилища. Такой технологический прием позволяет экономить тепло трубчатых печей, быстро обезвоживать «холодное» связующее и снижать его температуру до оптимальных рабочих значений (180—200° С).
Необходимость в обезвоживании связующего вызвана попаданием в него атмосферных осадков и конденсата в случае порыва донных трубчатых паровых змеевиков. Обезвоживание нефтесвязующих можно осуществлять в специальных плавильных котлах с жаровыми трубами и капельницами. Выпарка происходит при температуре 110—120° С за счет постоянной циркуляции «горячего» и «холодного» связующего. За 6—10 ч выпаривается не более 10 т связующего. Для ускорения обезвоживания в плавильных котлах устанавливают механические мешалки — рыхлители. Мешалки усиливают циркуляцию связующего. Паровоздушные пузырьки всплывают на поверхность и лопаются.
Эффективным средством обезвоживания связующих могут быть небольшие добавки синтетических каучуков. Ввод в обводненное разогретое до 120°С связующее нескольких капель такого вспенивателя приводит к резкому падению поверхностного натяжения паровоздушных пузырьков. Они легко всплывают и разрушаются. Процесс обезвоживания ускоряется в 3—4 раза. Как показала практика, наиболее простым и эффективным является метод прямого смешивания «холодного» и «горячего» связующего. При нем процесс испарения влаги осуществляется мгновенно и достаточно полно.
Обезвоженное связующее, имеющее рабочую температуру 180—200° С, из расходной емкости высоконапорным паровым насосом подается по кольцевому трубопроводу к форсункам-дозаторам для смешения с углем. Избыток связующего возвращается вновь в расходную емкость. Для создания необходимого подпора связующего перед форсунками на исходящей ветви кольцевого трубопровода устанавливается регулировочная задвижка .
Известен метод подготовки связующих с помощью электрообогрева. Принцип его заключается в плавлении связующего, находящегося в хранилище, электрообогревательными элементами, имеющими температуру около 220° С. Такой элемент представляет собой металлическую трубу со вставленным в нее керамическим стержнем. Электрообогрев обеспечивает быстрый подъем температуры связующего до «рабочих» значений. Он оборудуется системой автоматического регулирования режима плавления связующего, в работе безопасен.
Второй вариант схемы подготовки жидких связующих- получение их непосредственно на брикетных фабриках. Он имеет ряд преимуществ. Упрощается технология слива и разогрева поступающего сырья. Улучшается качество связующего за счет сокращения его многократных нагревов и перекачек. Удешевляется стоимость связующего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.