задачи образовательной программы «Школа тревожного ребенка» входит:
1. Регулярно предоставлять слушателям достоверную информацию о причинах тревожных расстройств у детей и современных подходах к их коррекции;
2. Способствовать более тесному сотрудничеству врача,психолога и семьи ребенка, страдающего повышенной тревожностью;
3. Предотвратить переход тревожных расстройств у детей вих крайние, экстремальные формы;
4. Продемонстрировать, в случае необходимости, целесообразность назначения современных лекарственных средств
Таблица 2. Психосоматические «маски» тревожных состояний у детей |
|||
Психосоматические расстройства Гастроинтестинальные Респираторные Алгические Сердечно-сосудистые Эндокринные |
Кожные Двигательные Прочие |
||
Абдоменалгии Покашливания Цефалгии |
Кардиалгии Альгоменорея |
Зуд Тремор рук Частые позывы |
|
Нарушение аппетита Чувство нехватки Миалгии |
«Замирание» сердца Нарушение |
Акрогипергидроз Слабость на мочеиспускание |
|
Аэрофагия |
воздуха Артралгии |
Колебания артериального менструального цикла |
Чувство в ногах Приливы жара |
Тошнота, рвота |
«Ком» в горле |
давления Извращенный |
покалывания или холода |
Метеоризм, |
Частое, |
Изменение частоты аппетит |
Сухость во рту |
нарушение стула |
поверхностное |
сердечных Изменение массы тела |
|
дыхание |
сокращений (ожирения, кахексия) |
(обоснование преимуществ современной анксиолитической терапии);
5. Осуществлять помощь пациентам в достижении контроля над состоянием тревоги, независимо от ее формы, улучшая тем самым качество жизни больных.
Слушателями школы являются дети, страдающие тревожными состояниями, а также их родители. Проведение занятий только с детьми не дало ожидаемых результатов.
Программа «Школа тревожного ребенка» включает 4 лекции невролога, педиатра, а также проведение групповых занятий с психологом.
В «Школу» принимаются дети старше 6 лет с тревожными расстройствами (по жалобам родителей, результатам психологических исследований, клинической симптоматике). Обязательными условиями являются стабильность описываемых симптомов и желание детей и родителей участвовать в занятиях.
Каждая лекция помимо теоретической имеет экспериментальную часть, позволяющую каждому участнику оценить с помощью разнообразных тестов свой собственный уровень тревожности, взглянуть со стороны на свои семейные отношения. На занятиях родители и дети обучаются основным доступным методам решения своих проблем.
Критериями эффективности проведенных занятий является выполнение поставленных перед «Школой» задач, а также улучшение эмоционального фона детей, межличностных отношений в семье и детском коллективе, повышение когнитивных функций.
Следует указать, что при необходимости детям проводят углубленное обследование, включающее в себя электроэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ), кардиоинтервалографию (КИГ) и другие методы исследования. Проводятся и курсы реабилитации (массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, водолечение), медикаментозное лечение по назначениям специалистов.
За время работы «Школы» ее посетили 150 детей в возрасте от 6 до 15 лет с родителями.
Необходимо отметить, что у всех детей имелась соматическая патология – частые простудные заболевания, различные проявления аллергии, увеличение щитовидной железы I–II степени, дискинезия желчевыводящих путей и гастриты, функциональные кардиопатии. Все дети получали параллельно с посещением школы курсы реабилитации, соответствующую медикаментозную терапию.
Курс лечения Атараксом получили 83 ребенка из числа посещающих школу, суточная доза составляла 1 мг/кг массы тела в 2–3 приема, курс лечения в среднем составил 4 нед. Оценка эффективности проводилась на 30–й день терапии, в качестве основного критерия рассматривалось снижение на 50% суммарного балла по шкале тревоги Гамильтона, что наблюдалось у 66 детей (79,5%), в остальных случаях отмечалось уменьшение от 10 до 50 баллов. Отмечалась хорошая переносимость Атаракса. Лишь у 4 пациентов (4,8%) отмечались побочные явления в виде незначительной дневной сонливости, вялости. В этом случае мы использовали метод ступенчатой терапии, оставляя лишь ночной прием препарата с последующим введением дневной дозы перед дневным сном.
Опыт применения Атаракса в условиях областного реабилитационного центра убедительно доказал высокую терапевтическую активность препарата, безопасность его применения. Оценка
клинической эффективности препарата совпала с данными, приводимыми в литературе, и составила снижение суммарного балла по шкале Гамильтона на 50% на 30-й день терапии [6, 7].
Следует отметить, что положительные результаты были получены нами при включении в схему лечения наряду с анксиолитиком Атараксом Ноотропила. Обладая выраженным нейропротекторным и вазоактивным действием, этот препарат благотворно влияет на когнитивные функции, снижение которых имеет немаловажное значение в патогенезе тревожных расстройств у детей. Применение в дебюте терапии Ноотропила в форме раствора для приема
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.