Подходы к диагностике и коррекции тревожных расстройств у детей. Две основные формы тревожности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

задачи образовательной программы «Школа тревожного ребенка» входит:

1.  Регулярно предоставлять слушателям достоверную информацию о причинах тревожных расстройств у детей и современных подходах к их коррекции;

2.  Способствовать более тесному сотрудничеству врача,психолога и семьи ребенка, страдающего повышенной тревожностью;

3.  Предотвратить переход тревожных расстройств у детей вих крайние, экстремальные формы;

4.  Продемонстрировать, в случае необходимости, целесообразность назначения современных лекарственных средств


Таблица 2. Психосоматические «маски» тревожных состояний у детей

Психосоматические расстройства Гастроинтестинальные Респираторные Алгические Сердечно-сосудистые                Эндокринные

Кожные                  Двигательные Прочие

Абдоменалгии                  Покашливания        Цефалгии

Кардиалгии                           Альгоменорея

Зуд                           Тремор рук     Частые позывы

Нарушение аппетита      Чувство нехватки Миалгии

«Замирание» сердца          Нарушение

Акрогипергидроз Слабость      на мочеиспускание

Аэрофагия

воздуха                    Артралгии

Колебания артериального менструального цикла

Чувство                    в ногах             Приливы жара

Тошнота, рвота

«Ком» в горле

давления                                Извращенный

покалывания                                   или холода

Метеоризм,

Частое,

Изменение частоты             аппетит

Сухость во рту

нарушение стула

поверхностное

сердечных                               Изменение массы тела

дыхание

сокращений                          (ожирения, кахексия)

93

ë.Ç.ïÓ‰‡‚ Ë ‰. / ÇÓÔÓÒ˚ ÒÓ‚ÂÏÂÌÌÓÈ Ô‰ˇÚËË, 2002, Ú. 1, ‹4, Ò. 92–94


(обоснование преимуществ современной анксиолитической терапии);

5. Осуществлять помощь пациентам в достижении контроля над состоянием тревоги, независимо от ее формы, улучшая тем самым качество жизни больных.

Слушателями школы являются дети, страдающие тревожными состояниями, а также их родители. Проведение занятий только с детьми не дало ожидаемых результатов.

Программа «Школа тревожного ребенка» включает 4 лекции невролога, педиатра, а также проведение групповых занятий с психологом.

В «Школу» принимаются дети старше 6 лет с тревожными расстройствами (по жалобам родителей, результатам психологических исследований, клинической симптоматике). Обязательными условиями являются стабильность описываемых симптомов и желание детей и родителей участвовать в занятиях.

Каждая лекция помимо теоретической имеет экспериментальную часть, позволяющую каждому участнику оценить с помощью разнообразных тестов свой собственный уровень тревожности, взглянуть со стороны на свои семейные отношения. На занятиях родители и дети обучаются основным доступным методам решения своих проблем.

Критериями эффективности проведенных занятий является выполнение поставленных перед «Школой» задач, а также улучшение эмоционального фона детей, межличностных отношений в семье и детском коллективе, повышение когнитивных функций.

Следует указать, что при необходимости детям проводят углубленное обследование, включающее в себя электроэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ), кардиоинтервалографию (КИГ) и другие методы исследования. Проводятся и курсы реабилитации (массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, водолечение), медикаментозное лечение по назначениям специалистов.

За время работы «Школы» ее посетили 150 детей в возрасте от 6 до 15 лет с родителями.

Необходимо отметить, что у всех детей имелась соматическая патология – частые простудные заболевания, различные проявления аллергии, увеличение щитовидной железы I–II степени, дискинезия желчевыводящих путей и гастриты, функциональные кардиопатии. Все дети получали параллельно с посещением школы курсы реабилитации, соответствующую медикаментозную терапию.

Курс лечения Атараксом получили 83 ребенка из числа посещающих школу, суточная доза составляла 1 мг/кг массы тела в 2–3 приема, курс лечения в среднем составил 4 нед. Оценка эффективности проводилась на 30–й день терапии, в качестве основного критерия рассматривалось снижение на 50% суммарного балла по шкале тревоги Гамильтона, что наблюдалось у 66 детей (79,5%), в остальных случаях отмечалось уменьшение от 10 до 50 баллов. Отмечалась хорошая переносимость Атаракса. Лишь у 4 пациентов (4,8%) отмечались побочные явления в виде незначительной дневной сонливости, вялости. В этом случае мы использовали метод ступенчатой терапии, оставляя лишь ночной прием препарата с последующим введением дневной дозы перед дневным сном.

Опыт применения Атаракса в условиях областного реабилитационного центра убедительно доказал высокую терапевтическую активность препарата, безопасность его применения. Оценка

94

клинической эффективности препарата совпала с данными, приводимыми в литературе, и составила снижение суммарного балла по шкале Гамильтона на 50% на 30-й день терапии [6, 7].

Следует отметить, что положительные результаты были получены нами при включении в схему лечения наряду с анксиолитиком Атараксом Ноотропила. Обладая выраженным нейропротекторным и вазоактивным действием, этот препарат благотворно влияет на когнитивные функции, снижение которых имеет немаловажное значение в патогенезе тревожных расстройств у детей. Применение в дебюте терапии Ноотропила в форме раствора для приема

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
72 Kb
Скачали:
0