Минимальные мозговые дисфункции (ММД) являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста. В связи с этим они представляют собой значительную проблему, привлекающую к себе внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, педагогов, социальных работников. В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.
При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Общее интеллектуальное развитие детей с ММД находится на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, ни при этом у детей наблюдаются значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Далеко не всегда дисграфия, дислексия и дискалькулия наблюдаются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи, которые обнаруживаются у детей в момент обследования или в анамнезе. Но, по-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). При исследовании неврологического статуса у большинства детей с ММД выявляется легкая диффузная очаговая симптоматика резидуально-органического генеза; характерна также недостаточность со стороны координаторной сферы.
Впервые развернутые клинические описания ММД в литературе появились в 30-40-е годы XX столетия. В этот период A.Strauss (1942, 1947) сформулировал понятие "минимальное мозговое повреждение". Этим диагностическим термином стали обозначать непрогредиентные резидуальные состояния, возникающие в результате ранних локальных поражений центральной нервной системы (ЦНС): пре- и перинатальной патологии, черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Особенностью клинической картины считались проявления отставания в развитии парциального (но не общего) характера, различные поведенческие нарушения, перцептивные расстройства, неустойчивость внимания, трудности обучения и эмоциональные нарушения. При этом подчеркивалась необходимость учитывать при определении мозгового поражения его локализацию, распространенность, а также стадию развития мозга ребенка в момент его повреждения. Термин "минимальное" отражает относительно малую степень поражения ЦНС в отличие от таких состояний, как детские церебральные параличи или умственная отсталость (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, 1978).
В 60-е годы широкое распространение получил термин "минимальная мозговая дисфункция", который стали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Этот термин был официально рекомендован к применению в 1962 г. на специальной конференции по детской неврологии в Оксфорде (S.D.Clements, J.E.Peters, 1962; P.H.Wender, 1971). Применение нейропсихологичееких методов при изучении поведенческих, познавательных и речевых расстройств, отмечавшихся у детей с ММД, позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС (Т.Б.Глезерман, 1983; W.H.Gaddes, D.Edgell, 1994). Важная роль принадлежит исследованиям, в которых было выдвинуто предположение о роли генетических факторов в возникновении ММД, что подтверждалось существованием семейных форм этой патологии (И.В.Равич-Щербо и соавт., 1999).
Дальнейшее всестороннее изучение ММД показало, что их сложно рассматривать в качестве единой нозологической формы. Об этом свидетельствуют многообразие и неоднородность клинических проявлений, наличие различных факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза заболевания. В связи с этим для последнего пересмотра в 1994 г. международной классификации болезней (МКБ-10), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы.
Таблица 1. Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД
Раздел F8 |
Нарушения психологического развития |
F80 |
Расстройства развития речи |
F81 |
Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия |
F82 |
Расстройства развития двигательных функций - диспраксия |
Раздел F9 |
Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста |
F90 |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью |
F91 |
Нарушения поведения |
Следует отметить, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам ММД по классификации MKБ-10. Тем не менее, термин ММД имеет полное право на дальнейшее существование. По мнению N.Gordon (1991), употребление данного термина вполне оправдано
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.