Минимальные мозговые дисфункции у детей: разработка принципов систематизации. Возрастная динамика минимальных мозговых дисфункций

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Минимальные мозговые дисфункции у детей: разработка принципов систематизации

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста. В связи с этим они представляют собой значительную проблему, привлекающую к себе внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, педагогов, социальных работников. В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Общее интеллектуальное развитие детей с ММД находится на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, ни при этом у детей наблюдаются значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Далеко не всегда дисграфия, дислексия и дискалькулия наблюдаются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи, которые обнаруживаются у детей в момент обследования или в анамнезе. Но, по-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). При исследовании неврологического статуса у большинства детей с ММД выявляется легкая диффузная очаговая симптоматика резидуально-органического генеза; характерна также недостаточность со стороны координаторной сферы.

Впервые развернутые клинические описания ММД в литературе появились в 30-40-е годы XX столетия. В этот период A.Strauss (1942, 1947) сформулировал понятие "минимальное мозговое повреждение". Этим диагностическим термином стали обозначать непрогредиентные резидуальные состояния, возникающие в результате ранних локальных поражений центральной нервной системы (ЦНС): пре- и перинатальной патологии, черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Особенностью клинической картины считались проявления отставания в развитии парциального (но не общего) характера, различные поведенческие нарушения, перцептивные расстройства, неустойчивость внимания, трудности обучения и эмоциональные нарушения. При этом подчеркивалась необходимость учитывать при определении мозгового поражения его локализацию, распространенность, а также стадию развития мозга ребенка в момент его повреждения. Термин "минимальное" отражает относительно малую степень поражения ЦНС в отличие от таких состояний, как детские церебральные параличи или умственная отсталость (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, 1978).

В 60-е годы широкое распространение получил термин "минимальная мозговая дисфункция", который стали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Этот термин был официально рекомендован к применению в 1962 г. на специальной конференции по детской неврологии в Оксфорде (S.D.Clements, J.E.Peters, 1962; P.H.Wender, 1971). Применение нейропсихологичееких методов при изучении поведенческих, познавательных и речевых расстройств, отмечавшихся у детей с ММД, позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС (Т.Б.Глезерман, 1983; W.H.Gaddes, D.Edgell, 1994). Важная роль принадлежит исследованиям, в которых было выдвинуто предположение о роли генетических факторов в возникновении ММД, что подтверждалось существованием семейных форм этой патологии (И.В.Равич-Щербо и соавт., 1999).

Дальнейшее всестороннее изучение ММД показало, что их сложно рассматривать в качестве единой нозологической формы. Об этом свидетельствуют многообразие и неоднородность клинических проявлений, наличие различных факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза заболевания. В связи с этим для последнего пересмотра в 1994 г. международной классификации болезней (МКБ-10), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы.

Таблица 1. Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД

Раздел F8

Нарушения психологического развития

F80

Расстройства развития речи

F81

Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия

F82

Расстройства развития двигательных функций - диспраксия

Раздел F9

Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста

F90

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

F91

Нарушения поведения

Следует отметить, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам ММД по классификации MKБ-10. Тем не менее, термин ММД имеет полное право на дальнейшее существование. По мнению N.Gordon (1991), употребление данного термина вполне оправдано

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
289 Kb
Скачали:
0