системе которого формируются связи развивающихся индивидов, происходит психическое развитие ученика, становление его личности. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися, и именно этим обусловлено особое значение воспитательных функций.
Школьник, как правило, включен в целый ряд различных одновозрастных (например, учебных), межвозрастных (трудовых, спортивных, художественных, организационно-общественных), постоянных (учебный класс, ученическая бригада, кружок, спортивная секция, редколлегия и др.), временных (сводные отряды, трудовые десанты, поисковые подразделения и др.), сезонных (бригады и звенья на сборе сельхозпродуктов, в летнем школьном лагере и т.п.) и других коллективных объединений, являющихся составными частями большого коллектива - общешкольного. Во всех этих объединениях ребенок вступает в определенные отношения с другими детьми и со взрослыми, занимает известное положение, находится в системе определенных требований, формирующих его личность, корригирующих поведение.
Очень важно учителю, классному руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется, проходя ряд этапов.
На первом (организационном) этапе группа учащихся не является коллективом в полном смысле слова. Организатором жизни и деятельности класса на этом этапе является педагог. Он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2-3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности учеников, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На организационном этапе классный руководитель должен внимательно изучать каждого ученика, его характер, особенности личности, выявлять их на основе наблюдения, психологического тестирования и других методов. В целом, первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. На этом этапе требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив. Классный руководитель должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии; своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Знание структуры взаимоотношений в коллективе, того, на чём они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. Воспитание актива класса - важнейшая задача классного руководителя, подразумевающая развитие организаторских способностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.